Работа с социальными партнёрами. Экскурсия на фабрику.

работа ткачихи на станке фото
Источник фото ROMAN ODINTSOV/Pexels

С момента своего возникновения ткань играет огромную роль в быту каждого человека. Именно по этой причине производство данного материала всегда будет важным и необходимым направлением деятельности. И с момента своего возникновение ткацкое ремесло претерпело значительные изменения: были разработаны различные техники, создано специальное оборудование. Единственным, что осталось неизменным, так это мастер по производству тканей – ткач.

История возникновения профессии ткача

Уже достоверно известно, что первые ремесленники в области создания тканей трудились уже во время Древнего Египта и Древней Греции. А самым популярным материалом был лен. При этом первые станки для ткачества появились примерно в тот же период времени. На момент своего возникновения и вплоть до XVIII века они были исключительно ручными.

Поворотным моментом в области создания тканей можно считать 1733 год, когда был изобретен ткацкий станок с летающим челноком. Его появление позволило превратить производство тканей в самостоятельную отрасль промышленности. Следующей ступенью развития стали механизированные станки, а потом и полностью автоматическое оборудование с электронным программированием.

Но необходимо отметить, что и ручные, и механические станки до сих пор активно используются. Правда, не на крупных производствах, а в небольших, частных мастерских.

Ткачи и ткачихи: кого больше?

Современный ткач по большей части лишь контролирует работу станков. При это стоит также упомянуть, что если раньше ткачами были в основном мужчины, то сейчас это преимущественно женская профессия. Поэтому достаточно часто в официальных документах или объявлениях о найме работников можно встретить женскую форму профессии – ткачиха.

Ткач профессия описание
Источник фото: Karolina Grabowska/Pexels

Обязанности ткача

За все время существования данного ремесла основные обязанности ткача остались неизменными. В перечень его обязанностей входит:

  • производство тканей различного плетения;
  • отслеживание работоспособности станка, настройка его работы;
  • проверка качества продукции, отбраковка.

При этом стоит отметить, что на автоматизированном производстве один специалист работает сразу с несколькими станками.

Для того, чтобы выполнять обозначенные перед ним задачи ткач должен знать:

  1. установленные стандарты качества на производимые изделия и используемые материалы;
  2. устройство и принципы работы станков;
  3. правила отбраковки изделий;
  4. особенности и характеристики используемых материалов и производимых тканей.

§ 188. Прядильщик (3-й разряд)

3-й разряд
Характеристика работ. Подготовка тары, патронов, шпуль, кассет к очередному съему. Участие в снятии съемов на прядильных машинах всех систем под руководством прядильщика более высокой квалификации. Отбор дефектных (по намотке) паковок и сдача их в установленном порядке. Укладывание снятых початков, бобин в тару или на транспортное устройство. Вкладывание учетного талона. Уход за прядильной машиной.

Должен знать: устройство обслуживаемых машин и правила ухода за ними; виды и линейную плотность вырабатываемой пряжи; требования, предъявляемые к качеству намотки пряжи на початки и катушки.

Требования к профессии ткач

Получение допуска к самостоятельной работе для специалиста возможно только после прохождения серии инструктажей по безопасной организации труда и регламенту трудовой деятельности, принятой на производстве.

Кроме того, ткачиха должна пройти медицинское обследование и предоставить справку об отсутствии противопоказаний к работе. К примеру, наличие заболеваний опорно-двигательного аппарата или нарушение работы зрения могут стать причинами для отказа в трудоустройстве.

Работа со станками, как и много веков назад, требует от специалиста выносливости, острого зрения и ловкости.

Важные качества

Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.

Здоровье. Ткацкий цех – очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе.

Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы.

Место работы и условия труда ткача

Конечно, основным местом трудоустройство современного ткача являются крупные предприятия текстильной промышленности. Но это не единственное место работы для специалиста. Навыки и умения ткача необходимы и в небольших мастерских, которые занимаются изготовлением ковров, либо уникальной продукции. Правда, необходимо отметить, что главный принцип подобных предприятий – авторский, уникальный дизайн и ручной труд. Иными словами, небольшие компании чаще всего используют либо механизированные, либо ручные станки.

Также ткач, обладая достаточными навыки и амбициозностью, может открыть и собственное дело.

Наиболее часто представители данной профессии работают по стандартной рабочей неделе с двумя выходными днями. Исключения составляют случаи, когда мастерские получают срочные или сложные заказы, поэтому специалистам приходится работать сверхурочно.

Работа ткача в деталях

ШЕРСТЬ ВИКУНЬИ

Тек­стиль руч­ной работы из Арген­тины, про­дол­же­ние

Работа ткача в деталях


Фото 1
. Непря­де­ная шерсть вику­ньи, состри­жен­ная с раз­ных частей ее тела


Каж­дое пончо или накидка явля­ется уни­каль­ным изде­лием. Начи­на­ется работа над ним с под­бора шер­сти по цвету. Ведь, как я уже гово­рила, шубка вику­ньи окра­шена в два основ­ных цвета – корич­не­вый и белый и имеет мно­же­ство оттен­ков. А у тка­чей кра­сить шерсть вику­ньи не стало при­нято еще с коло­ни­аль­ных времен.

Именно в резуль­тате испан­ского заво­е­ва­ния и появился тот набор изде­лий из шер­сти вику­ньи с их дизай­ном, кото­рый в прак­ти­че­ски неиз­мен­ном виде дошел до наших дней. Инк­ская импе­рия пала, а с ней ушли в про­шлое рос­кош­ные цар­ские одежды из шер­сти вику­ньи и запреты под стра­хом смерти носить их тем, у кого в жилах не течет инк­ская кровь. У испан­цев, кото­рые сами стали носить пончо, пончо из шер­сти вику­ньи счи­та­лось осо­бенно пре­стиж­ным и мод­ным. Поэтому ткачи ста­ра­лись пока­зать, что выра­ба­ты­ва­е­мая ими одежда сде­лана из шер­сти вику­ньи, цвет кото­рой легко узна­ваем, и не кра­сили ее.

Совре­мен­ным тка­чам тоже выгодно под­черк­нуть то, что их вещи, сотканы из шер­сти вику­ньи. Ведь ее слава спу­стя сто­ле­тия не померкла и изде­лия из ее шер­сти стоят очень дорого.

Для боль­шой вещи, такой, как пончо или манта

, из име­ю­ще­гося запаса ткачу нужно подо­брать зна­чи­тель­ный объем шер­сти и про­ду­мать, как ее цвета и оттенки рас­по­ло­жить в изделии.


Фото 2[ii]. Кора корич­ного дерева. Фото 3. Свет­лое пончо с широ­кими поло­сами в тех­нике деграде от корич­не­вого к беже­вому. Длина 2 м, ширина 1,3 м. Вес 320 г. Выпол­нено тка­чами Белена[iii]

Трудно опи­сать сло­вами цвет шер­сти вику­ньи. Он такой раз­ный: то в нем есть оттенки порошка какао, то желудя. В Перу и Арген­тине для опре­де­ле­ния цвета шер­сти вику­ньи в изде­лии из нее исполь­зу­ется слово «marrón», кото­рое с испан­ского пере­во­дится как «корич­не­вый». У меня этот цвет ассо­ци­и­ру­ется с шоко­ла­дом. Однако слово «корич­не­вый» явля­ется про­из­вод­ным от слова «корич­ный», что бук­вально озна­чает «цвéта коры корич­ного дерева». А эта кора (фото 2) так же, как и шерсть вику­ньи, имеет много оттен­ков в зави­си­мо­сти от сорта, места про­из­рас­та­ния, осве­ще­ния, настроек фото­ап­па­рата и пр. Поэтому, я думаю, слово «корич­не­вый», с уче­том дан­ных ого­во­рок, для пере­вода вполне подой­дет. В опи­са­ниях изде­лий из шер­сти вику­ньи при­сут­ствует также тер­мин «беже­вый», т.е. светло-коричневый цвет с оттен­ком жел­того, кото­рый также есть среди цве­тов шер­сти викуньи.


Фото 4[iv]. Южная раз­но­вид­ность викуньи

Для ката­мар­кен­ских изде­лий корич­не­вая шерсть берется со спины живот­ного, а белые полосы ткутся из шер­сти, состри­жен­ной с груди, живота и ног[v]. У южной раз­но­вид­но­сти вику­ньи (фото 4), кото­рая живет как раз в Арген­тине, на шубке гораздо больше шер­сти белого цвета, нежели у север­ной раз­но­вид­но­сти. Поэтому белен­ские пончо и накидки часто такие светлые.


Фото 5[vi]. Мастер-класс пря­де­ния шер­сти вику­ньи на Встрече тка­чей Аме­рик в Цен­тре тра­ди­ци­он­ного тек­стиля Куско в 2012 г. Фото 6[vii]. Выши­тая накидка и пончо из шер­сти вику­ньи белен­ских масте­ров, пред­став­лен­ные на этой кон­фе­рен­ции, а между ними – вере­тено (с неболь­шим коли­че­ством гото­вой нитки), с помо­щью кото­рого пря­дется шерсть викуньи

Затем шерсть пря­дут. Это также зани­мает много вре­мени, потому что нитки тре­бу­ются очень тон­кие. Тон­кость ниток и их харак­тер­ный лег­кий блеск можно оце­нить по фото 7.


Фото 7. Часть ниток, спря­ден­ных для одно­тон­ного пончо[viii]

Кроме того, прясть шерсть вику­ньи трудно, потому что шер­стинки этого вер­блю­до­вого очень корот­кие по срав­не­нию с шер­стин­ками дру­гих живот­ных (см. таб­лицу[ix]).

Тонина и длина шер­сти раз­лич­ных животных

Теперь можно при­сту­пать к тканью.


Фото 8. Пояс­ной станок, на кото­ром ткач из арген­тин­ской про­вин­ции Сальта изго­тав­ли­вает пончо (2010)[x]

С шер­стью ламы и овцы арген­тин­ские ткачи, как и ткачи Перу и Боли­вии, рабо­тают на тра­ди­ци­он­ных анд­ских стан­ках. Они не имеют жест­кой рамы и состоят из двух жер­дей, на кото­рые нави­ва­ются нити (подроб­нее см.: «Станки и их аксес­су­ары»). Для работы с шер­стью вику­ньи ткачи Белена исполь­зуют более про­дви­ну­тый ста­нок, кото­рый назы­ва­ется испан­ским, или кре­оль­ским. Он появился в Андах вме­сте с испан­цами (во вто­рой поло­вине XVI в.) и с тех пор не пре­тер­пел изме­не­ний. Его также можно счи­тать древним, но все же не таким древним, как пояс­ной ста­нок, кото­рый появился вме­сте с рож­де­нием тка­че­ства, т.е. задолго до нашей эры, и с тех пор не изме­нился. Испан­ский ста­нок имеет педали, с помо­щью кото­рых ткач управ­ляет ремиз­ками, и поз­во­ляет изго­тав­ли­вать ткани боль­шей ширины и длины, чем тра­ди­ци­он­ный станок.


Фото 9[xi] и 10[xii]. Тка­чихи Ката­марки рабо­тают на испан­ском станке

Лишь немно­гие ткачи имеют воз­мож­ность рабо­тать на станке, изго­тов­лен­ном про­фес­си­о­наль­ным сто­ля­ром из стру­ган­ного и шли­фо­ван­ного дерева (фото 9). В боль­шин­стве слу­чаев ткачи вынуж­дены доволь­ство­ваться стан­ком, кото­рый они сма­сте­рили сво­ими руками из жер­дей (фото 10), и, кстати ска­зать, весьма грубо сде­лан­ными вере­те­нами. Но посмот­рите, какую ров­ную и тон­кую нить они полу­чают с их помо­щью (фото 11).


Фото 11. Вере­тена и шерсть вику­ньи раз­ных оттен­ков как непря­де­ная, так и пря­де­ная[xiii]

Ткачи Белена рабо­тают на дому. К изго­тов­ле­нию тка­ней часто бывают под­клю­чены все члены семьи. Дети обу­ча­ются древ­нему реме­слу, наблю­дая, как рабо­тают взрос­лые, и помо­гая им. Так – на прак­тике – тка­че­ские навыки пере­да­ются из поко­ле­ния в поколение.

Про­дук­ция ассо­ци­а­ции «Родина пончо»


Фото 1. Стенд Ассо­ци­а­ции пря­диль­щи­ков и тка­чей из шер­сти вику­ньи Белена на 43-й Выставке-ярмарке тра­ди­ци­он­ных арген­тин­ских реме­сел (2013)[xiv]

В 2004 г. мастера Белена объ­еди­ни­лись в Ассо­ци­а­цию пря­диль­щи­ков и тка­чей из шер­сти вику­ньи «Родина пончо»[xv]. Про­дук­ция этой ассо­ци­а­ции пред­став­лена на несколь­ких сай­тах и сопро­вож­да­ется фото­гра­фи­ями, что поз­во­ляет нам ее оце­нить. Сто­и­мость изде­лий, к сожа­ле­нию, не указана.


Фото 2. Выши­тое покры­вало (cubrecama) из шер­сти вику­ньи[xvi]

По раз­ме­рам с ман­той

, о кото­рой речь шла на преды­ду­щей стра­нице (см. фото 13 и 14), срав­нимо покры­вало, пока­зан­ное на фото 2. Как и
манта
, оно укра­шено ста­рин­ными узо­рами коло­ни­аль­ных вре­мен, выши­тыми шер­стью вику­ньи. По этому покры­валу можно про­сле­дить один из при­е­мов ком­би­ни­ро­ва­ния оттен­ков шер­сти вику­ньи в изде­лии. Нитки раз­лич­ных оттен­ков ткачи рас­по­ло­жили тон­кими про­доль­ными полос­ками сим­мет­рично отно­си­тельно сред­ней линии покры­вала, обра­зо­вав тем­ную зону по цен­тру и свет­лые по краям. На тем­ной зоне ткачи исполь­зо­вали эффект деградé – плав­ного пере­хода от тем­ных оттен­ков к свет­лым. Внутри свет­лой зоны чуть более тем­ные полоски сде­ланы очень тон­кими и рас­пре­де­лены рав­но­мерно по белому фону. В резуль­тате яркость белого цвета смяг­ча­ется и он при­об­ре­тает лег­кий тон какао. Бла­го­даря этому тем­ная и свет­лые зоны меньше кон­тра­сти­руют друг с дру­гом и их соче­та­ние полу­ча­ется более изысканным.


Фото 3[xvii]. Чалина

с эффек­том деграде от тем­ного корич­не­вого цвета к очень светлому

Спо­со­бом деграде соче­та­ются цвета и на еще одном виде наки­док, выпус­ка­е­мых белен­скими тка­чами, кото­рые меньше манты

и по раз­меру срав­нимы с палан­ти­ном. Такая накидка назы­ва­ется
чали­ной
(chalina) – фото 3.


Фото 4[xviii]. Пончо с эффек­том деграде от тем­ного корич­не­вого цвета к очень светлому

Спо­соб соче­та­ния раз­лич­ных цве­тов и оттен­ков шер­сти вику­ньи путем при­ме­не­ния деграде сей­час явля­ется одним из люби­мых у белен­ских тка­чей, хотя такая работа дей­стви­тельно тре­бует боль­шого вни­ма­ния и тер­пе­ния. Деграде исполь­зу­ется и при изго­тов­ле­нии пончо (фото 4 и 5).


Фото 5. Очень тон­кое пончо с эффек­том деграде от беже­вого цвета к белому. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 400 г[xix]

На фото 6 пока­зано моно­хром­ное корич­не­вое пончо, цвет кото­рого при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ется неод­но­род­ным и состав­лен­ным из поло­сок. Полоски почти не раз­ли­ча­ются оттен­ками, но все равно ткач рас­по­ло­жил их в стро­гой сим­мет­рии отно­си­тельно сред­ней вер­ти­каль­ной линии пончо.


Фото 6[xx]. Корич­не­вое пончо

Таким же спо­со­бом ском­би­ни­ро­ваны оттенки пончо более свет­лого корич­не­вого цвета, кото­рое заснято на фото 7.


Фото 7. Корич­не­вое пончо из очень тон­ких ниток. Длина 2 м, ширина 1,4 м[xxi]

В то же время цве­то­вое реше­ние пончо, про­де­мон­стри­ро­ван­ного на фото 8, явля­ется гораздо более тра­ди­ци­он­ным. Оно выпол­нено без при­ме­не­ния деграде и имеет одно­тон­ный общий фон корич­не­вого цвета, по кото­рому в сере­дине и по краям про­хо­дят кон­траст­ные ему белые полосы.


Фото 8. Корич­не­вое пончо с белыми поло­сами по бокам и в цен­тре. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 500 г[xxii]

К тому же на сайте блога «CasaImanol» среди пред­ме­тов, выпол­нен­ных в тех­нике деграде, есть доста­точ­ного много вещей довольно одно­род­ного корич­не­вого цвета, кото­рый при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии содер­жит в себе несколько оттен­ков. Взять хотя бы чалину

, пока­зан­ную на фото 9. Светло-коричневая ткань
манты
, засня­тая на фото 13 и 14 (см. преды­ду­щую стра­ницу) также содер­жит в себе нитки едва раз­ли­ча­ю­щихся, но все же раз­ли­ча­ю­щихся оттенков.


Фото 9. Чалина

корич­не­вого цвета (2013)[xxiii]

Это застав­ляет пред­по­ло­жить, что тех­ники тка­нья из тон­ких ниток все же поз­во­ляют пере­пле­тать пряжу близ­ких оттен­ков так, чтобы на неко­то­ром отда­ле­нии цвет полу­чен­ной ткани казался доста­точно одно­род­ным. Поэтому, как мне кажется, при­ме­не­ние спо­соба деграде – это не столько тех­ни­че­ская необ­хо­ди­мость, сколько демон­стра­ция тка­че­ского искус­ства мастера, дань моде и про­яв­ле­ние стрем­ле­ния уго­дить бога­тым ино­стран­ным покупателям.

https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/

[ii] https://sunshineandadaisy.blogspot.ru/2013_04_01_archive.html

[iii] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).

[iv] https://websterswildshots.com/wordpress/ecoregions/vicuna/#main

[v] El poncho (https://www.tadarargentina.com.ar/tipos_ponchos.htm).

[vi] Waddington L.

Are you going to weave today? (https://backstrapweaving.wordpress.com/2012/10/17/backstrap-weaving-encuentro-de-tejedores-de-las-americas-part-two-the-cloth-and-the-looms/).

[vii] Waddington L.

Opus cit.

[viii] https://casaimanol.blogspot.ru/

[ix] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (https://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).

[x] https://nativastore.wordpress.com/2010/09/01/argentina-here-we-come/

[xi] https://noticias.terra.com/mundo/renuncia-y-sucesor-de-benedicto-xvi/,ff4d3fe11e38d310VgnVCM4000009bcceb0aRCRD.html

[xii] https://www.turismoruta40.com.ar/norte.html

[xiii]

[xiv] https://esquiudigital.com/diario/?p=53121

[xv] https://www.revistatigris.com.ar/10_abril/mes.html

[xvi] Artesanias de vicuña, 2011 (https://www.artesaniasdevicuña.com.ar/index.html).

[xvii] https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/

[xviii] https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/

[xix] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).

[xx] https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/

[xxi] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).

[xxii] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).

[xxiii] https://casaimanol.blogspot.ru/

Где выучиться профессии ткач?

Где выучиться на ткача
Источник фото: Pew Nguyen/Pexels

Выучиться данной специальности возможно в профильных техникумах и колледжах. При этом есть вариант получить как базовые знания в области, получив начальное профессиональное образование, так и углубленные познания, при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение.

Чаще всего необходимое направление носит название «Технология текстильных изделий». Продолжительность обучения составляет около двух лет в очной форме. А в образовательную программу включена производственная практика.

Работа с социальными партнёрами. Экскурсия на фабрику.

Работа с социальными партнёрами.

Экскурсия учащихся 9 – х классов

на прядильно – ткацкую фабрику

.

Цель экскурсии

: активизация учащихся по проблеме профессионального

самоопределения с привлечением социального партнёра.

Задачи:

Образовательные —

ознакомить учащихся с организацией и работой предприятия, с техникой и технологией изготовления выпускаемой продукции; сформировать представление о современном производстве и современном рабочем.

Развивающие

расширить кругозор учащихся, способность к анализу, а также внимательность, наблюдательность, интерес к истории предприятия, находящимся на территории села.

Воспитательные –

способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям труда и любви к труду.

Профориентационные

– ознакомить учащихся с содержанием труда работников фабрики, потребностью в кадрах, с рабочими специальностями.

Участники экскурсии:

учащиеся 9 -х классов, социальные партнёры в лице Корниловой Н. А. – специалиста отдела кадров, Доброхотовой Т.И. – начальника прядильного производства, Хайрхуа Е.С. – начальника приготовительного ткацкого цеха, Шангараева Г.М.- начальник ткацкого производства

Методики, технологии, формы работы:

  • лекция
  • беседа:
  • работа с проспектами, буклетами.
  • групповая работа (для составления профессиограмм)

Оборудование:

Производственные станки и механизмы;

информативный материал,

Ожидаемые результаты:

— повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся;

— увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся;

Подготовительный этап экскурсии:

  • Заключение договора с социальным партнёром, в лице руководителями предприятия, о проведении экскурсии.
  • Составление учителем и руководителем предприятия экскурсионного маршрута, маршрутного листа (см приложение 1)
  • Подготовка инициативной группой учащихся информации об истории предприятия в форме буклета.

Ход экскурсии.

  1. Вводная часть — беседа.

Рассказ специалиста отдела кадров о роли и значимости рабочего класса, роли предприятия в экономике села и всей Ивановской области, важности и престижности рабочих специальностей.

(См. приложение 2)

  1. Рассказ инициативной группы об истории предприятия

    .

Подготовленный учащимися буклет
(См. приложение 3)
Ответы на вопросы учащихся специалиста отдела кадров

  1. Задания для учащихся (руководитель экскурсии)

— Вам предстоит составить профессиограмму любой заинтересовавшей вас профессии по плану:

Профессия _____________

  1. Характеристика профессии (содержание деятельности, орудия и средства труда, ответственность, условия труда)
  2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
  3. Медицинские противопоказания.
  4. Требования к профессиональной подготовке.
  5. Пути получения профессии.
  6. Родственные профессии (специальности)

Учитель раздаёт учащимся план написания профессиограммы.

Разделитесь на группы по 3 – 4 человека. Ознакомьтесь с планом написания профессиограммы и уберите листки, это будет домашнее задание.

IV
Проведение инструктажа по технике безопасности во время экскурсии
(соблюдение дисциплины, не отрываться от группы, ничего не трогать и ни к чему не прикасаться без разрешения в связи с повышенной опасностью производственных процессов).

V. Основная часть экскурсии

.

Рассказ и показ учащимся пути изготовления пряжи – от хлопка до готовой продукции

Экскурсоводы показывают учащимся цеха, их оборудование, материалы, технологический процесс получаемой продукции (бязь, миткаль, марля)

Учащиеся знакомятся с содержанием труда разных профессий, разделением труда работников, наблюдают за их работой.

Прядильное производство.

Доброхотова Т.И. – начальник прядильного производства,

На предприятие поступает натуральное текстильное волокна —

хлопок

Сначала хлопок спрессованным в кипы, разрыхляют, т. е. разделяют на мелкие клочки. При разрыхлении и трепании волокно много раз перемешивается.

Машина – кипоразборщик

.

(Профессия – поммастер сортировочного отдела)

Дальше массу хлопка разделяют на отдельные волокна, окончательно очищают их, распрямляют и располагают параллельно друг другу. Эту сложную работу выполняют на чесальных машинах. Материал пропускают между быстро вращающимся барабаном и медленно вращающимися шляпками. Чтобы получить самую гладкую, тонкую, особо прочную пряжу, волокна прочесывают специальными гребнями. Короткие волокна и примеси при этом не удерживаются в зажимах и вычесываются.

Чёсальная машина Ленточная машина

(Профессия – чёсальщица) (Профессия – ленточница)

Ленту выравнивают по толщине на ленточных, затем на ровничных машинах ее вытягивают и слегка подкручивают для упрочнения тонкой нити.

И, наконец, на прядильных машинах из ровницы получают пряжу. Ровница вытягивается, скручивается и наматывается одновременно.

Старая прядильная машина

(Профессия – прядильщик)

Есть также пневмомеханические прядильные машин

, на которых прядение производится прямо из ленты (без ровницы). Они работают в 3–3,5 раза быстрее, чем обычные.

Новая прядильная машина

(Профессия – прядильщик)

Ткацкое производство.

Хайрхуа Е.С. – начальник приготовительного ткацкого цеха

,

Ткачество – технологический процесс изготовления тканей.

Пришедшая из прядильного в ткацкое производство пряжа проходит через определенные технологические переходы, перед тем как ей суждено превратиться в готовое текстильное изделие:

  • бязь
  • миткаль
  • марля.

Именно эту продукцию выпускает фабрика.

В мотальном цехе идёт перематывание — переработка пряжу с прядильных початков на конические бобины Перематывание — осуществляется для того чтобы получить паковку с большой длиной пряжи.

Мотальный цех

(Профессия – мотальщица)

В сновальном цехе— из ставки бобин получают партию сновальных валиков.

Сновальный цех

(Профессия – сновальщица)

Шлихтование —

в процессе шлихтования пряжа пропитывается специальным составом — шлихтой, в результате чего становится стойкой к истиранию и более прочной на разрыв.

Шлихтовальная машина

(Профессия – шлихтовальщик)

Шангараев Г.М.- начальник ткацкого производства.

Образование ткани на ткацком станке У опушки ткани нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань и навивается на товарный валик

Ткацкий станок.

(Профессия – ткач)

VI. Заключительная часть


беседа специалиста отдела кадров, учителя со школьниками.
1. Какое предприятие вы сегодня посетили?

2. Какую продукцию оно выпускает?

3. С какими рабочими местами вы ознакомились?

4. Расскажите содержание работы основных профессий: прядильщица, ткачиха,

5.Понравилась ли вам экскурсия?

6.Поделитесь своими впечатлениями об экскурсии

Некоторым из вас сегодняшняя экскурсия, возможно, позволит определиться с будущей профессией.

VII. Домашнее задание.

Составить профессиограмму любой заинтересовавшей вас профессии.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

Экскурсионный маршрут на прядильно – ткацкую фабрику.

I.Доброхотова Т.И. – начальника прядильного производства:

  1. Приготовительный цех;
  2. Ленточное оборудование
  3. Прядильный цех

II.Хайрхуа Е.С. – начальника приготовительного ткацкого цеха:

  1. Приготовительный ткацкий цех;
  2. Мотальный цех;
  3. Сновальный цех;
  4. Шлихтовальный отдел.

II.Шангараев Г.М.- начальник ткацкого производства:

  1. Ткацкий цех.

Приложение 2.

Рассказ специалиста отдела кадров о роли и значимости рабочего класса, важности и престижности рабочих специальностей, роли предприятия в экономике села и всей Ивановской области.

Научно-техническая революция вызвала не только количественный, но и качественный рост рабочего класса. Изменилось не только отношение к труду рабочих, но и общая трудовая активность. Настоящих мастеров своего дела сейчас очень мало, поэтому и труд рабочего хорошо оплачивается.

Все быстрее идет процесс уничтожения существенной разницы между умственным и физическим трудом. У нас немало рабочих, которых с полным основанием можно считать инженерами, и немало тружеников сельского хозяйства, которые по существу являются агрономами. Технический прогресс ведет к повышению роли умственной деятельности в трудовых функциях рабочих большинства профессий.

Наше предприятие играет огромную роль в экономике села, района и всей Ивановской области. Большая доля по выпуску бязи, миткаля, марли принадлежит именно нашей фабрики.

Перед вами открыты различные пути приобретения профессий. Профессиональную подготовку можно получить в профессионально — техническом учебном заведении, непосредственно на предприятии.

Приложение 3.

Буклет «История прядильно – ткацкой фабрики»

Используемая литература.

1.Степаненков Н.К. Профориентация учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Мн., 2003 год.

2.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Москва, 2000 год.

3.Борисов Е.М. Индивидуальность и профессия. М.,2001 год.

4.Климов Е.А. Психология и профессионального самоопределения личности.. Ростов – на – Дону. 2006 год.

5.Меляков Н.И. Хрестоматия по педагогической профориентации. М.,2001 год.

6.Пути развития системы профессиональной ориентации. Сб. научных трудов. М., 1991 год.

7.Интернет – ресурсы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Параметры информации Содержание информации
1.Данные об образовательном учреждении
1.1. Административный округ Ивановская область Лежневский район
1.2. Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ново-Горкинская средняя общеобразовательная школа
1.3. Телефон/факс (49357)28-367
1.4. E -mail [email protected]
2. Данные о педагоге
2.1. Рябикова Ирина Николаевна педагог — психолог
2.2. Телефон 8
2.3. E –mail [email protected]

Разряды ткачей по ЕТКС

Всего у специальности принято выделять пять уровней квалификации.

Ткач 2 разряда

Работает на ручных ткацких станках и может заниматься созданием декоративных изделий и простых ковров.

Ткач 3 разряда

Умеет работать на всех типах станков: ручных, механических, автоматических.

Ткач 4 разряда

Может создавать декоративные изделия на ручных станках, металлические и синтетические сетки на металлоткацких станках.

Ткач 5 разряда

Владеет техниками комбинированного ткачества.

Ткач 6 разряда

Имеет навыки для создания уникальных сюжетно-тематических изделий.

Работа в ткацком цехе ткачихой

В обязанности ткача, обслуживающего бесчелночные ткацкие станки типа СТБ, входит выработка тканей из различных искусствен­ных и синтетических нитей; подготовка и смена уточной бобины; ликвидация обрывов основных и уточных нитей; поправка основы; съем наработанной ткани; выполнение профилактических работ по предупреждению обрывности основных нитей и пороков ткани — срезание длинных концов узлов, удаление шишек, сукрутин, слабых участков нити, ликвидация закрещенности основных нитей; регулирование натяжения основы.

Ткач должен быть обеспечен следующим инструментом и приспособлениями: ножницами для срезания концов нити, крючком для заводки нитей основы и утка, специальным карандашом для отметки куска.

На рабочем месте ткача должны быть: подставка-стеллаж для хранения бобин, тара для сбора патронов и бумаги.

Наиболее целесообразным способом обслуживания бесчелночных ткацких станков типа СТБ является комбинированный, при котором профилактические и предупредительные работы (поправка основ, наблюдение за полотном, подготовка и смена бобин и другие) выполняются во время обхода станков по линии полотен и основ, а срочные (ликвидация обрыва нитей основы и утка, смена бобин в случае полного схода нити утка с конуса) — по мере их возникновения.

При обходе по линии основ ткач проверяет качество основ, устраняет закрещенность нитей, вывязывает узлы, удаляет шишки, слабые и разомшенные участка нитей и т.д.

Связь ткача со службами обслуживания осуществляется через помощника мастера, который вызывается на рабочее место ткача с помощью цветового сигнализатора, установленного на станке

В организации труда ткача предусмотрено, что обработку основы после привязывания, выявление и устранение причин, вызвавших наработку брака, перевязку цен производит отрывщица; привязывание основы — узловязальщики; съем наработанной ткани — съемщик суровья совместно с ткачом; подвозку основ и утка -транспортировщик; профилактический осмотр, текущий ремонт и смазку станка жидким маслом — помощник мастера; чистку и обмахивание станка — чистильщики оборудования; средний и капитальный ремонт — бригада слесарей-ремонтников.

В обязанности ткача, обслуживающего бесчелночные ткацкие станки типа СТБ, входит выработка тканей из различных искусствен­ных и синтетических нитей; подготовка и смена уточной бобины; ликвидация обрывов основных и уточных нитей; поправка основы; съем наработанной ткани; выполнение профилактических работ по предупреждению обрывности основных нитей и пороков ткани — срезание длинных концов узлов, удаление шишек, сукрутин, слабых участков нити, ликвидация закрещенности основных нитей; регулирование натяжения основы.

Ткач должен быть обеспечен следующим инструментом и приспособлениями: ножницами для срезания концов нити, крючком для заводки нитей основы и утка, специальным карандашом для отметки куска.

На рабочем месте ткача должны быть: подставка-стеллаж для хранения бобин, тара для сбора патронов и бумаги.

Наиболее целесообразным способом обслуживания бесчелночных ткацких станков типа СТБ является комбинированный, при котором профилактические и предупредительные работы (поправка основ, наблюдение за полотном, подготовка и смена бобин и другие) выполняются во время обхода станков по линии полотен и основ, а срочные (ликвидация обрыва нитей основы и утка, смена бобин в случае полного схода нити утка с конуса) — по мере их возникновения.

При обходе по линии основ ткач проверяет качество основ, устраняет закрещенность нитей, вывязывает узлы, удаляет шишки, слабые и разомшенные участка нитей и т.д.

Связь ткача со службами обслуживания осуществляется через помощника мастера, который вызывается на рабочее место ткача с помощью цветового сигнализатора, установленного на станке

В организации труда ткача предусмотрено, что обработку основы после привязывания, выявление и устранение причин, вызвавших наработку брака, перевязку цен производит отрывщица; привязывание основы — узловязальщики; съем наработанной ткани — съемщик суровья совместно с ткачом; подвозку основ и утка -транспортировщик; профилактический осмотр, текущий ремонт и смазку станка жидким маслом — помощник мастера; чистку и обмахивание станка — чистильщики оборудования; средний и капитальный ремонт — бригада слесарей-ремонтников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]