Художник Эльдар Кархалёв, работавший с HBO и Тимуром Бекмамбетовым, рассказывает о профессии.
В продолжении разговора с художником-постановщиком Эльдаром Кархалёвым, работавшим над «Дау», «Звоните ДиКаприо» и фильмами Алексея Германа-младшего, мы обсудили основные вопросы, касающиеся его профессии: как сработаться с командой, почему важно транслировать своё видение и как правильно работать с референсами.
Эскиз Кархалёва к фильму «Под электрическими облаками» (Источник)
Условия поступления
По чертежам художника-постановщика воссоздаются отдельные комнаты и целые города, монстры и фантастические космические конструкции, декорации древности и возможного будущего. Для успешной реализации профессиональной деятельности будущему специалисту необходимо обладать богатой фантазией, креативным взглядом на окружающий мир, уметь рисовать. Именно рисование является приоритетным экзаменом, по результатам которого осуществляется зачисление на обучение в вузы. В качестве других вступительных испытаний выступают русский язык, литература (профильный), история.
Как называется оформление театральной сцены для спектакля?
На сцене располагаются декорации спектакля. Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене.
Интересные материалы:
Как настроить смартфон на русский язык? Как настроить соединение с FTP сервером? Как настроить сохранение файлов на карту памяти андроид? Как настроить сохранение фото на SD карту? Как настроить сохранение на карту памяти андроид? Как настроить сохранение на карту памяти Самсунг? Как настроить сохранение на карту? Как настроить сохранение Ватсап на карту памяти? Как настроить сон на компьютере? Как настроить sony bravia?
Будущая профессия
Художник-постановщик – одна из наиболее значимых профессий любой съемочной группы.
Работа будущего специалиста включает несколько этапов: ознакомление со сценарием, который специально создается для представителей этой профессии. На этом этапе в задачи художника входит ознакомление с идеей режиссера, внутренним смыслом дискурса, который он должен будет передать впоследствии в декорациях, костюмах и проч. На втором этапе осуществляется раскадровка – создаются схематические зарисовки отдельных ключевых кадров, задача которых заключается в передаче общей идеи, характера, стиля будущей постановки. И лишь после этого художник приступает к созданию эскизов, которые будут участвовать в постановке. Принимает активное участие специалист этого направления и непосредственно в процессе съемок, постоянно дополняя эскизы, убирая лишнее, улучшая, трансформируя собственные художественные произведения, доводя до совершенства то, что увидит зритель.
Как сделать декорации реалистичными и обжитыми?
Секрет очень простой — нужно, чтобы декорация выглядела так же, как в жизни. Когда декорации «фактурят», то есть красят и пачкают, я всегда говорю: «Выйди сейчас из павильона и посмотри, как испачкана твоя машина — есть ли на ней капли краски?» Если ты на декорации видишь капли краски, которая набрызгана из пульверизатора, это значит, что то же самое увидит и зритель.
Поддувка и тонирование декораций пришли к нам из Эйзенштейна. Тогда в кино использовали малочувствительную плёнку и не цветосильную оптику. Во все стороны лупили мощнейшие прожекторы, в которых горели угольные стержни. Это просто была Сахара. И людям ещё приходилось в этих условиях рисовать все тени и нюансы на декорациях.
Постепенно, с приходом более светочувствительной плёнки и приближенной к жизненным условиях оптики, необходимость помогать камере раскрыть декорацию стала отпадать.
Современная камера — это не камера в прямом смысле слова, а сканер. Если ты сделал декорацию с расчетом на плёнку 68-го года, то камера это увидит, а, соответственно, увидит и зритель. Если тебе повезло, это будет выглядеть как приём. Если нет, то это будет выглядеть как самая бутафорская декорация.
Здесь как раз важен пример с автомобилем. Он может быть грязным, он весь забрызган песком и землёй, под радиатор набились какие-нибудь насекомые, есть сколы, царапины и трещины. Там может быть всё что угодно, но капель краски и царапин от шпателя точно нет.
Фото со съёмок фильма «Самый лучший день» (Источник)
Поэтому всё делают руками. Сначала есть просто болванка без текстур — она может быть из фанеры, досок, пенопласта или ещё чего угодно. Потом всё это в угоду объёму выглаживается и красится. Далее приходят специальные люди и часто тратят столько же времени, сколько ушло на постройку, чтобы это всё состарить и привести в соответствие к жизни.
Белый цвет в жизни не белый, чёрный — не чёрный, а у коричневого огромное количество оттенков. Поэтому эти люди добавляют слои, которые как раз отличают объект, снятый в вакууме, от вещи, которая появилась в определённом месте несколько лет назад. Многое зависит от исполнителей — даже самый выдающийся художник со слабыми специалистами ничего не сможет сделать.
Куда поступать
На художнике-постановщике лежит огромная ответственность за качество всей постановки, и одного таланта для грамотного оформления дискурса недостаточно. Необходимо пройти обучение в одном из отечественных вузов, осуществляющих подготовку специалистов данного направления на профессиональном уровне:
Российский университет театрального искусства (ГИТИС);- Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре им. А.П. Чехова;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина;
- Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (СПбГАТИ);
- Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК).
Сроки обучения
Срок обучения (очная форма), включая каникулярное время, составляет 5 лет.
Питер Гринуэй
Питер Гринуэй
Пожалуй, самый известный режиссер с художественным образованием, что, собственно, заметно в каждой его картине. В них не только почти каждый кадр отсылает к живописным работам известных художников (британец сам признавался, что 90% его работ отсылают к картинам), но нередко и темой кинематографических опусов Гринуэя становятся сами художники. Вспомнить хотя бы первый его широко известный фильм «Контракт рисовальщика» про модного британского художника конца XVII века Нэвилла, из работ которого выстраивается настоящий детективный сюжет. Картины за своего героя, кстати, Гринуэй писал сам, он же рассказывал, что для визуального ряда «Контракта рисовальщика» вдохновлялся работами Караваджо, Рембрандта и Вермеера. И в световых нюансах и общих планах наметанный глаз легко узнает эти источники вдохновения.
На художественных аллюзиях сюжета замешаны и другие его работы — например, «Живот архитектора» и, конечно, «Ночной дозор», продолженный документалкой «Рембрандт. Я обвиняю!». Однако Гринуэй далеко не только поклонник «новых голландцев». Будучи студентом школы искусств, он любил поп-арт (в частности, Рона Б. Китая), что, кстати, заметно в его живописном творчестве. А в 2014 году он вместе со своей женой Саскией Боддеке специально для проекта в московском «Манеже» переосмыслял в инсталляциях и видео-арте шедевры русского авангарда.
«Four Rough Seas», 2009
«After the New Flood – Dark Continents», 2009
«After the New Flood – Measuring 2», 2010 | «After the New Flood – Gardens Site», 2010
«Shell Grid ABC 123», 2010
«Four Beaches», 2011
«Chernobyl 1986», 2011
«Ocean Floor Camouflage», 2011
Изучаемые дисциплины
Художник-постановщик – серьезная, глобальная профессия, высококвалифицированных представителей которой не так уж и много в сфере отечественного и зарубежного искусства, что обуславливает как высокую востребованность специалистов направления, так и высокие требования к уровню профессионализма.
В процессе обучения будущие выпускники изучают ряд специальных дисциплин, включая следующие:
- история театрально-декорационного искусства,
- история театра,
- устройство и оборудование сцены,
- основы композиции,
- материаловедение,
- пластическая анатомия,
- технология худ. оформления спектакля,
- рисунок и живопись,
- театральный грим, постиж,
- театральные здания, сооружения и проч.
Жан Кокто
Жан Марэ и Жан Кокто на съемочной площадке «Завещания Орфея», 1959 Photo by Lucien Clergue
Мастер на все руки, авангардист, эстет, поэт, художник и режиссер Жан Кокто был одной из самых заметных фигур 1910–30-х во Франции. Начав с литературы, Кокто, получивший прекрасное воспитание и образование (его воспитывал дед-коллекционер, дома были картины Энгра, Делакруа, греческие статуи), постепенно увлекся и музыкой, и живописью, и кино.
Его художественные работы — графика, отражающая увлечение кубизмом, его фильмы, особенно первые, относящиеся к так называемой трилогии Орфея, — авангард, исследующий вопросы творческого вдохновения художника в широком понимании этого слова.
Графическая работа Жана Кокто
Серия рисунков
«Овен», 1982
Приобретаемые навыки
В последнее время понятие театрального искусства, кинематографа постоянно переосмысливается, приобретая новые коннотации. Экспериментальные перфомансы, спектакли, поиски новых форм, концепций, смыслов выдвигают чрезвычайно высокие требования к уровню профессионализма специалиста, включая умения, навыки:
Создавать оригинальные, инновационные художественные проекты оформления музыкального, драматического спектакля.- Создание уникальных эскизов передвижных, подъемных, кулисных, павильонных декораций, чертежей, габаритных чертежей, фронтальных проекций, планов, рабочих макетов будущих постановок.
- Создавать уникальные эскизы мебели, реквизита, бутафории для каждой отдельной постановки.
- Разрабатывать дизайн костюмов для сцены.
- Контролировать процесс пошива сценических костюмов.
- Принимать участие в создании сложного грима (фантастические образы, шрамы, раны, рога и проч.).
- Использовать в процессе реализации профессиональной деятельности современное оборудование (для создания иллюзии дыма, пожара, взрыва и т. д.).
Перспективы трудоустройства по профессии
В творческих профессиях само выражение «устроиться на работу» понимается, скорее, как поиск единомышленников, интеграция в коллектив, поиск проектов, которые предоставят возможность представителям этой профессии найти возможности творческой реализации и обеспечат достойное существование. В процессе трудоустройства большую роль играет преимущественно не идеальное резюме, но личные знакомства и связи, умение работать в коллективе.
Выпускники направления могут успешно занимать должности:
- декоратора,
- арт-менеджера,
- дизайнера одежды,
- культуролога,
- специалиста по театрально-декорационному искусству,
- художника-постановщика,
- художника по костюмам,
- театроведа,
- художника-бутафора и т. д.
Заработная плата начинающего специалиста стартует от 6 000 руб., профессионалы, работающие в престижных театрах, могут рассчитывать на зарплату до 50 000 руб.
Продюсер
Если режиссёр фильма управляет в первую очередь актёрами и съёмочной группой, то продюсер занимается более глобальными вопросами: привлекает внимание к проекту, распределяет финансы и наблюдает за производством из-за кулис. Это специалист-универсал. В его задачи входит работа на разных этапах продакшена, разработка идеи и концепция проекта, решение вопросов, связанных с бюджетом, соблюдение сроков производства фильма, организация рекламной кампании. Этот человек должен быть пиарщиком и менеджером в одном флаконе, обладать коммуникативными навыками и легко знакомиться с людьми, так как придётся постоянно искать их в команду. А ещё быть дисциплинированным, творческим и предприимчивым. Обычно будущие продюсеры углублённо изучают производство фильмов, маркетинг и дистрибуцию.
Где научиться
- Курс «Продюсирование», Moscow Film School. Очно-заочный формат обучения. Программа длится 2 года и стоит 390 тысяч рублей в год. Помимо профильных предметов, курс также включает в себя основы смежных профессий: режиссуры, маркетинга, операторского искусства, художественной постановки, монтажа, звукорежиссуры и постпродакшена.
- Курс «Продюсирование: от идеи к реализации», HSE Art and Design School. Программа длится 4 месяца и стоит 35 тысяч рублей. По словам организаторов, выпускники могут работать не только в киноиндустрии, но также в театрах и диджитал-агентствах.
- Курс «Профессия кинопродюсер», онлайн-школа Skillbox. Онлайн-курс длится год и стоит около 250 тысяч рублей. Студенты также получат бесплатный доступ к курсам «История кино» и «Искусство коммуникации», а лучшие выпускники пройдут стажировку на съёмочной площадке и в постпродакшене.
- Англоязычный курс Film Distribution: Connecting Films with Audiences. Это бесплатные лекции.
- Лекции «Продюсирование импакт-контента», Школа кино и телевидения «Индустрия». Это обучение тоже можно пройти бесплатно.
Что почитать о профессии
1. «Поймать большую рыбу», Дэвид Линч
2. «Продюсер. Инструкция по применению», Екатерина Кононенко
2. «Краткая инструкция для начинающего продюсера», Александр Атанесян
3. «Выходит продюсер», Александр Роднянский
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Как уже отмечалось, успешное трудоустройство, наличие возможности реализации творческих способностей и материальный достаток в этой сфере зависят не столько от резюме, сколько от личных связей, знакомств с профессионалами, создающими будущие постановки. И завести эти, без преувеличения, полезные знакомства легче всего в процессе обучения, дальнейшего совершенствования собственных знаний, умений и навыков.
Обучение в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит Вам продолжить общение с будущими режиссерами, сценаристами, продюсерами и другими будущими создателями постановок.
Написание магистрантского исследования требует углубленного изучения теоретического материала в выбранной отрасли художественной деятельности, дальнейшего совершенствования профессиональных компетенций, а также формирования научного, творческого подхода к реализации обязанностей, что позволит повысить шансы на успех в дальнейшей работе. Диплом магистра является международным, что актуально для тех, кто планирует работать по специальности за рубежом.
Можно ли назвать художника-постановщика со-режиссёром?
Это так, но он является скорее создателем, — то есть, создаёт что-то вместе с режиссёром, как, например, и оператор. Просто каждый делает это со своей стороны, и мы все сходимся в одной точке, по-разному внося свой вклад. Тут одеяло на себя не перетянешь: если ты понимаешь, что от тебя требуется, нужно не говорить оператору, какой будет объектив, а знать это. Нужны познания в оптике, возможностях камеры. То же самое и по мизансценированию — если ты понимаешь, как режиссёр будет снимать, ты не думаешь за него. Ты делаешь свой кусок в этом пироге и таким образом вносишь свой вклад. Поэтому со-режиссирование — не совсем правильный термин.