Описание профессии ботаник — где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Из истории

Одно из первых занятий древнего человека – собирательство. Позднее растения стали не только пищей, но и лекарствами. Описания ряда их целебных качеств можно отыскать в книгах, которые посвящены изучению медицинской системы «Аюрведа», разработанной в Древней Индии. До Аристотеля ученые в основном интересовались лекарственными и представляющими бытовую ценность растениями. А в 4 столетии до нашей эры Аристотель первым начал размышлять о том, какое место они занимают в природе в целом.

Древних письменных документов о растениях до нашего времени дошло немного. Однако даже по тем, что сохранились, видно, что Аристотель делил всю окружающую среду на два царства: живую и неживую природу. Растения, с его точки зрения, относились к живой. Ученый был убежден, что у них есть душа, которая находится на низшей ступени развития – после животных и человека.

Отцом ботаники называют Теофраста – ученика Аристотеля. Его научные работы представляют собой сведение в единую систему всех познаний, собранных благодаря практикам в сфере медицины и сельского хозяйства, а также работам античных ученых. По сути, Теофраст – основатель ботаники. Именно он сделал ее самостоятельной наукой. Он не только описывал, как можно использовать растения в хозяйственных и медицинских целях, но и занимался теорией. Научные работы Теофраста оказывали огромное воздействие на развитие ботаники на протяжении многих веков. Как стройная система знаний о мире растений ботаника оформилась в 17–18 столетиях.

Что такое ботаника?

Разбираясь в том, кто это — ботаник, представляется, что будет уместным сказать и о значении слова «ботаника». В словаре дается три оттенка толкования этого слова:

  1. Научная дисциплина, которая занимается изучением растений. Пример: «Отцом ботаники» считается Теофраст, который был учеником Аристотеля и жил в IV-III вв. до н. э.
  2. Учебный предмет (в школе и в вузе), который содержит теоретические основы указанной научной дисциплины. Пример: В российских школах ботанику по одним программам изучают в 5-6-м классах, а по другим — в 6-7-м.
  3. В разговоре так называют учебник, в котором излагаются основы ботаники как науки. Пример: Открыв в классе портфель, Алеша обнаружил, что забыл дома ботанику.

Описание профессии

Кто такие ботаники? Профессия относится к категории научных. Занимаются эти специалисты изучением растительного мира. Каждый из них обычно сконцентрирован на отдельно взятой сфере. К примеру, один может изучать внутреннее строение растений, а другой – исследовать их место в природе. В своей работе они опираются на труды ученых-предшественников. Это позволяет современному ботанику дополнить и расширить уже имеющиеся знания о растениях. Представители этой профессии совмещают работу в офисе (создание описаний, аналитика, гербарий) с трудом «в поле» – в естественной природной среде.

Что делает ботаник? Основная задача такого специалиста – изучение свойств растений и закономерностей их жизненного цикла. Он занимается поиском новых видов и классификацией уже известных науке. Кроме того, ботаник определяет, как растения воздействуют на животных и человека. Результаты кропотливого труда представителей этой профессии важны для развития прикладной науки и технологий: фармацевтики, сельского хозяйства, биотехнологий и так далее.

Чаще всего ботаники трудоустраиваются в научно-исследовательский центр, лабораторию, ботанический сад, парк-дендрарий, биосферный заповедник, а также на сельскохозяйственное предприятие. Те специалисты, которые имеют склонность к педагогике, идут работать преподавателями в вузы, защищают диссертации, пишут научные статьи и книги.

Основные определения

Изучая описание ботаника как профессии и анализируя, где учиться этой специальности, какие плюсы и минусы, ожидаемая зарплата и карьерные возможности, нельзя упустить значение слова «ботаника». Оно происходит от греческого слова botane, и это название означает траву, овощ, зелень, растение. Являясь разделом биологии, она комплексно исследует и изучает флору, её физиологию и анатомию, систематизирует растения по видам, изучает историю, географическое расселение растительности, их наследственность и приспособляемость к окружающей среде, решает проблемы экологии.

Существует несколько значений слова «ботаник»:

  1. Тот, кто получил образование в области науки ботаники и профессионально занимается этой наукой.
  2. Преподаватель соответствующего школьного предмета.
  3. Школьник или студент, занимающийся учёбой в ущерб реальной жизни.

Специализации

В ботанике могут найти себя люди с разными характером и склонностями. Ведь профессия «ботаник» объединяет множество узких специализаций.

  1. Те, кто не мыслит своей жизни без лугов и лесов, пустынь и тайги, гор и долин, мечтает путешествовать и принимать участие в экспедициях, могут выбрать себе профиль систематика и флориста. Такой специалист наблюдает за растениями и собирает их в природной среде. Учтите, что данная специализация предусматривает серьезные физические нагрузки, продолжительные пешие переходы и кочевой стиль жизни.
  2. Палеоботаник – очень увлекательная профессия. Чем занимается ее представитель? Он ищет в природной среде остатки растений, которые давно вымерли. Участие в экспедициях сочетается с обязательной лабораторной обработкой и теоретическим анализом полученных материалов. Палеоботаники должны уметь правильно определять отпечатки ископаемых растений. Находятся они обычно на каменном угле и других породах. Такие специалисты снимают с окаменелостей тонкие шлифы и изучают анатомию растений, которые существовали на Земле в древние эпохи.
  3. Любите работу в лаборатории и можете часами напролет исследовать под микроскопом внутреннее устройство растений? Тогда вам лучше стать цитологом или эмбриологом растений.

Ботаник по ботанике

Редко можно встретить, когда ученик или студент прекрасно разбирается в растениях, кроме того, любит постоянно учиться, делать уроки, изучать что-то новое по разным наукам.

Но бывает и так, что будущий биолог или агроном полностью уходит в науку, ни с кем не общается. Ему интересны только цветы, кустарники и деревья.

Ботаник — это на самом деле достаточно интересный специалист, к которому могут обратиться все желающие:

  • любители комнатных цветов;
  • садоводы и специалисты по ландшафтному дизайну;
  • психологи;
  • фитотерапевты и другие медицинские работники;
  • представители различных организаций, желающих украсить офисы.

Именно поэтому стоит к данному слову относиться не с насмешкой, а с уважением. Ботаник может стать полезным либо сейчас, либо в будущем.

Ботан, агроботаник, пятерочник, отличник Словарь русских синонимов. ботаник сущ., кол во синонимов: 29 агроботаник (1) … Словарь синонимов

ботаник

— БОТАНИК, а, БОТАНЧИК, а, БОТАН, а (или а), м. Ирон. 1. Прилежный ученик, всезнайка, зубрила, отличник. В каком году была Куликовская битва? В 1380 м. Ну ты ботаник! 2. Пожилой мужчина, ухаживающий за молодой женщиной. 1. Возм. из шк … Словарь русского арго

БОТАНИК, ботаника, муж. Ученый специалист по ботанике. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Специалист в области ботаники Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

ботаник

— (ботаникыр, ботаникхэр) ботаник БотаникэмкIэ гъэсэгъэ цIыф Ар ботаник Iаз … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

Ботаника Объекты исследования Растения · Водоросли Грибы и др… Ветви ботаники Систематика Альгология · Бриология Геобо … Википедия

Включить ботаника. Жарг. мол. Шутл. Сделать серьезный вид. Елистратов 1994, 67. Ботанику атас. Жарг. мол. Название произведения Грибоедова “Горе от ума”. КП, 04.12.98. /i> Ботаник отличник, прилежный ученик … Большой словарь русских поговорок

ботаник

— I. и. Ботаника белгече. II. БОТАНИК – с. Ботаникага караган, шуңа бәйләнешле … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

Ботаник

— Человек, который слишком много учится. Син.: зубрилка Худой ботаник и полный тормоз … Словарь криминального и полукриминального мира

ботаник

— Человек, студент, ученик, который слишком много учится, занимается, в т.ч самообразованием, заучка. Этот ботаник только и делает, что читает книжки. Студенческий сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

Книги

  • , Стюарт Эми. Саке появилось из рисового зернышка. Скотч вышел из ячменя, текила — из агавы, ром — из сахарного тростника, а бурбон — из кукурузы. Хотите узнать больше? В «Хмельном ботанике» Эми Стюарт…
  • Хмельной ботаник. Путеводитель по алкогольной флоре планеты , Стюарт Эми. В этой книге Эми Стюарт исследует ошеломляющее количество трав, цветов, деревьев, фруктов и грибов, которые люди в своей изобретательности, вдохновении или отчаянии, умудрились превратить в…

Напечатать

Образование и ЕГЭ

Как стать ботаником? Для этого, прежде всего, нужно получить высшее образование. Ваши специальности – «биология» или «агрономия». Они есть во многих вузах России. Учиться можно, например, в таких:

  • Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. Лобачевского.
  • Тюменский государственный университет.
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет.
  • Воронежский госуниверситет.
  • Удмуртский госуниверситет (в Ижевске).
  • Иркутский госуниверситет.

Абитуриенты, поступающие в один из перечисленных или любой другой вуз, должны сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. В некоторых высших учебных заведениях также могут потребовать результаты ЕГЭ по химии. Чем больше баллов вы наберете, тем выше шанс пройти на бюджетную форму обучения.

Предмет исследований

Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогения), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология , или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение , или экономическая ботаника).

По объектам исследования в ботанике выделяют фикологию (альгологию) — науку о водорослях, микологию — о грибах, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку — микробиологию . Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология .

Основная ботаническая дисциплина — систематика растений

— разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними (филогения). В прошлом систематика основывалась на внешних морфологических признаках растений и их географическом распространении, теперь же систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности растений. Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой , выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств — хорологией (фитохорологией). Изучение древесных и кустарниковых растений выделяют в особую дисциплину — дендрологию .

В тесной связи с систематикой находится морфология растений

, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию , исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию , изучающую строение растительной клетки. Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию — описание частей и органов растений, палинологию — изучение пыльцы и спор растений, карпологию — описание и классификация плодов, тератологию — изучение аномалий и уродств (терат) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.

Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений

. В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные приспособления растений к особенностям этой среды. На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы , повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т. д.). Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая в России геоботаникой , или фитоценологией (за рубежом её часто называют фитосоциологией). В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение, тундроведение, болотоведение и т. д. В более широком смысле геоботаника смыкается с учением об экосистемах, или с биогеоценологией , изучающей взаимоотношения между растительным покровом, животным миром, почвой и подстилающими почву горными породами. Этот комплекс называется биогеоценозом.

Распространение отдельных видов растений на поверхности земного шара изучает география растений

, а особенности распределения растительного покрова на Земле в зависимости от современных условий и исторического прошлого — ботаническая география.

Полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания изучаются экономической ботаникой (хозяйственная ботаника, ботаническое ресурсоведение). С экономической ботаникой тесно связана этноботаника — учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара. Важный раздел прикладной ботаники — изучение дикорастущих родичей культурных растений, обладающих ценными свойствами (например, иммунитетом к болезням, засухоустойчивостью и т. д.).

Перечень обязанностей

Основная обязанность ботаника заключается в научном исследовании мира растений. Звучит внушительно, но не совсем понятно. Расшифруем, что делают представители этой профессии. Они собирают растения, составляют специальные справочники и классификаторы, ведут разработки, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Ботаники внимательно отслеживают текущую экологическую обстановку и состояние растений непосредственно в природе. Кроме того, они проводят научные эксперименты в полевых и лабораторных условиях. Результатом таких наблюдений становятся, например, новая систематика, методика разведения растений или способы выведения нового сорта. Специфика задач каждого представителя этой профессии корректируется в зависимости от выбранного профиля деятельности (специализации).

Вот чем занимаются ботаники в целом:

  1. Самостоятельно составляют план исследования и собирают максимум информации о его предмете.
  2. Готовят материалы, необходимые для проведения исследований.
  3. Ведут запланированные исследования.
  4. Фиксируют результаты и выводы, сделанные на основе научной деятельности.
  5. Составляют отчеты о проделанной работе и разрабатывают рекомендации.
  6. Открывают и описывают новые виды и подвиды растений.
  7. Ведут преподавательскую и просветительскую деятельность.

Профессионал по части флоры

Слово «ботаник» имеет и другое значение. Речь идет о профессионале. Кто он такой? В школьную программу в обязательном порядке всегда включался курс науки о растениях — ботаники по предмету «Биология». Обычно это самый первый и самый простой раздел. Ботаника изучает растительный мир.

Некоторые вузы обучают студентов по специальностям, связанным с растительным миром. Например, биология, агрономия, сельскохозяйственная инженерия, фитотерапия (в медицине), растениеводство и так далее. Но квалификация специалиста может звучать для простых людей сложно, поэтому ограничиваются понятием «ботаник». Это в данном случае не является насмешкой, шуткой или замечанием.

Ботаник — это профессионал, занимающийся растениями. Он может работать как в научной лаборатории с выездами на природу, так и заниматься селекцией. Кроме того, многие специалисты любят выращивать растения, ухаживать за ними.

Знания, умения и личностные качества

Настоящим ученым-ботаником сможет стать тот, кто действительно любит растения, много знает о них и горит желанием постоянно их изучать. Без этого об успешной работе и профессиональном росте можно забыть. Следовательно, такому специалисту необходимы обширные, глубокие знания в таких сферах:

  • ботаника;
  • цитология (так называется наука о клетке);
  • внутреннее устройство и жизнедеятельность растений;
  • микробиология;
  • биохимия;
  • биофизика;
  • генетика;
  • селекция;
  • экология.

Ботаник должен владеть разными методами сбора и учета растений, уметь их систематизировать. Кроме того, ему придется принимать участие в природоохранных мероприятиях. Для этого важны внятная речь и умение правильно, грамотно излагать мысли.

Что касается личностных качеств, ботанику следует быть наблюдательным, внимательным, усидчивым и обладать аналитическим складом ума. Также ему потребуются хорошо тренированная память и склонность к систематизации, так как профессиональная деятельность такого специалиста связана с упорядочиванием больших объемов информации. Регулярное участие в научных экспедициях предполагает готовность к путешествиям в спартанских условиях. Если перспектива ночевать в спальном мешке и использовать кусты в качестве туалета повергает вас в ужас – эта профессия не для вас.

Первобытные ботаники

Оказывается, первобытные люди были в какой-то степени ботаниками. Ведь они имели множество сведений о растениях, так как это диктовалось жизненной необходимостью. Ведь им постоянно приходилось сталкиваться и с пищевыми, и с лекарственными, и с ядовитыми растениями. Таким образом, знание о них было, по сути, вопросом выживания.

Первые книги, в которых были описаны не только полезные для человека растения, были написаны греческими учеными-натуралистами. Философы рассматривали растения как часть природы и пытались разобраться в их сущности и систематизировать их.

Заработная плата

Уровень оплаты труда ботаников невысокий. В основном они работают в государственных учреждениях. В среднем по России зарплата представителей этой профессии составляет порядка 20 тысяч рублей. Минимальная заработная плата подбирается к отметке 10 тысяч рублей. Максимальная – примерно 30 тысяч рублей.

Зарабатывать больше могут флористы и ландшафтные дизайнеры. Этим специалистам открыт путь в частные фирмы, где оплата труда зачастую выше, чем на государственных предприятиях.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная) Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которые должны содержать полные развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций, знаний, полученных из дополнительно прочитанных обзорных и экспериментальных статей, собственных наблюдений.

Как строить карьеру

Ученый-ботаник может построить успешную карьеру, если будет постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, писать научные статьи в солидные международные издания, издавать книги и получать ученые степени. Первая ступень карьерной лестницы – младший специалист. При должном старании и успешной защите диссертации он может стать кандидатом и доктором наук.

Учтите, что карьерный рост ученого-ботаника – процесс длительный. Ведь исследования занимают долгие годы. Флористы и ландшафтные дизайнеры могут сперва устроиться учеником к опытному специалисту, а потом – возглавить фирму или же открыть собственную.

Методы исследования

Ботаника пользуется как наблюдением, так и сравнительным, историческим и экспериментальным методами, включающими сбор и составление коллекций, наблюдение в природе и на опытных участках, эксперимент в природе и в условиях специализированных лабораторий, математическую обработку полученной информации. Наряду с классическими методами регистрации тех или иных признаков изучаемых растений используется весь арсенал современных химических, физических и кибернетических методов исследования.

Перспективы профессии

Профессию ботаника, конечно, сложно назвать популярной. Но несмотря ни на что, наука продолжает развиваться. А это значит, что свежая кровь будет требоваться всегда. По состоянию на сегодняшний день ученые уже описали порядка 350 000 цветущих растений. Это достаточно большое количество. Некоторым может показаться, что в этой сфере делать больше нечего. Ничего подобного! Предположительно еще 70 000 видов только предстоит открыть. К тому же аграрный сектор требует новых исследований и разработок – в частности выведения новых сортов, более устойчивых к неблагоприятному воздействию внешних факторов.

Не стоит на месте и технический прогресс. Благодаря тотальной автоматизации и компьютеризации сегодня специалисты создают цифровые гербарии, распознавая растения с помощью специального программного обеспечения.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия ботаник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Умный школьник

Для начала стоит поговорить именно об учащемся. Наверняка в каждой школе найдется ученик, который полностью отдает свое время науке. Ему неинтересны игры, развлечения. Даже в свободное от уроков время он не выходит во двор, чтобы поиграть с соседскими мальчишками в футбол или погонять на велосипеде. Если в вашем окружении есть или был такой человек, знайте, что это ботаник.

Многие представляют себе ботаником мальчика в больших очках с толстой оправой. На самом деле им может быть даже девочка с прекрасным зрением. Но как отличить ботаника от простого отличника? Прекрасно успевающий в учебе школьник или студент может в свободное время:

  • встречаться с друзьями;
  • играть;
  • заниматься домашними делами и так далее.

Стоит отметить, что ботаник — это не обязательно отличник. Им может быть хорошист, редко — троечник.

Как правило, ему свойственны такие черты характера, как: занудность, медлительность, необщительность, замкнутость. Очень часто такая личность становится поводом насмешек со стороны окружающих, особенно сверстников. К счастью, ботаниками бывают и веселые, жизнерадостные ребята.

Проблема вымирания видов[ | ]

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Основная статья: Вымирающие виды

Несмотря на то, что вымирание может быть природным результатом естественного отбора (пример, массовое вымирание видов в голоцене), однако современный период вымирания уникален. Предыдущие периоды были вызваны физическими причинами, такими как столкновение с небесными телами, движение тектонических плит, высокая вулканическая активность, изменение климата. Текущий период вымирания вызван людьми и начался приблизительно 100 000 лет назад с расселением людей по планете. Входя в контакт с новыми для них экосистемами, которые прежде никогда не испытывали человеческого присутствия, люди разрушали экологический баланс, охотясь, разрушая среду обитания и разнося болезни.

Основные причины для беспокойства, связанные с проблемой вымирания видов:

  1. исчезновение видов как биологических сущностей
    — является важнейшим фактором и как уменьшение богатства природы, и как моральная проблема для тех, кто верит, что люди обязаны сохранять естественную окружающую среду;
  2. дестабилизация экосистем
    — становится хорошо понятной, когда звено цепи питания исчезает из экосистемы;
  3. угроза другим видам
    — когда один вид исчезает, очень часто возникают популяционные изменения численности во вторичных видах. Может возникнуть ситуация, когда экосистема изменится заметно и необратимо;
  4. потеря незаменимого генетического материала
    — каждый вид несёт уникальный генетический материал в своей ДНК и производит уникальные химические соединения согласно генетическим инструкциям, заложенным в них. Например, полынь однолетняя — растение, которое является единственным источником артемизинина, препарата, который почти на 100 процентов эффективен против малярии[8]. Если бы это растение исчезло, то контроль над малярией (даже сегодня являющейся серьёзным заболеванием) в беднейших регионах планеты уменьшился бы.

Американский палеонтолог Niles Eldridge (Нильс Элдридж) в 1972 году выдвинул вместе с Стивеном Гулдом теорию прерывистого равновесия, согласно которой бо́льшая часть эволюционных изменений происходит за небольшие промежутки времени по сравнению с гораздо более длительными периодами эволюционной стабильности. Нильс Элдридж, в частности, немаловажную роль отводит хозяйственной деятельности человека:

Действительно, чтобы развить сельское хозяйство человек должен по существу объявить войну сложившимся традиционным экосистемам:

  • — преобразование земли, с целью производства одних или нескольких зерновых пищевых культур, в ущерб всем другим изначально произраставшим разновидностям растений, которые теперь классифицированы как нежелательные «сорняки»
  • — уничтожение или резкое ограничение популяции всех животных (кроме нескольких одомашненных разновидностей), которых теперь рассматривают в качестве вредителей и паразитов.
    — Niles Eldridge

Требования

Курс в первую очередь рассчитан на студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по биологическим специальностям бакалавриата или специалиста. Лекции будут интересны не только студентам, обучающимся по направлению ботаники, но и изучающим смежные области: цитологию, микробиологию, гидробиологию, экологию, биохимию, биоинженерию, биотехнологию, а также студентам, обучающимся в магистратуре по непрофильным специальностям: сельскохозяйственным наукам, в первую очередь фитопатологам, медицине (медицинским микологам, микробиологам и дерматологам), биофизике. Курс также заинтересует студентов, учащихся в педагогических вузах и желающих связать свою жизнь с преподаванием биологии.

Ботаническая номенклатура[ | ]

Основная статья: Ботаническая номенклатура таксонов

Помимо принятой в биологии системы классификаций, ботаника, как и другие поднауки биологии, дополнительно разделяет виды на разновидности, подразновидности и формы.

В русской литературе вместо термина ботаническая номенклатура принято употреблять словосочетание «бинарная номенклатура», в зоологической литературе получило распространение словосочетание «биноминальная номенклатура».

Формирование и пополнение ботанической номенклатуры регламентируется Международным ексом ботанической номенклатуры.

Лесной техник

Другое название профессии — таксатор. Этот человек занимается изучением лесов. Таксаторы исследуют участки лесных хозяйств, описывают их и ведут учёт природных объектов.

Специалисты проводят много времени на свежем воздухе и часто находятся далеко от цивилизации. С помощью геодезических приборов они подробно исследуют дикие чащи, заброшенные лесные территории и звериные тропы. Лесные техники учитывают состав лесов, их возраст, товарность, а также особенности почвы. Работникам необходимо рассчитывать средний диаметр и высоту древесных форм растений.

Таксаторы обычно работают целой командой. В процессе вырубки деревьев специалисты определяют объём вырубленных и растущих растений, прогнозируют прирост молодых экземпляров.

Работа таксатора считается довольно сложной. Специалисту приходится иметь дело с технической документацией и нормативами, работать с определёнными компьютерными программами и знать законодательство в области лесного хозяйства. Получить вакансию таксатора могут люди со специальностью лесного дела.

Профессии, связанные с природными объектами и различными живыми организмами, ежегодно становятся популярнее. Работа на свежем воздухе привлекает молодых людей, любящих природу. Такие специальности подойдут для всех, кто устал от города и стремится отдалиться от него.

Литература[ | ]

  • Ботаника // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Очерки по истории русской ботаники. — М., 1947.
  • Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь. // Сост. С. Ю. Липшиц. — Т. 1—4. — М., 1947—1956.
  • Базилевская Н. А. и др
    . Выдающиеся отечественные ботаники. — М.: Гос. учебно-пед. изд-во Мин. просв. РСФСР, 1957.
  • Развитие биологии в СССР. — М., 1967. — С. 21—158, 695—709.
  • Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербакова А. А
    . Краткая история ботаники. — М., 1968.
  • Щербакова А. А.
    История ботаники в России до 60-х гг. XX века (додарвиновский период). — Новосибирск: Наука, 1979. — 368 с. — 3250 экз.
  • Möbius М
    . Geschichte der Botanik. — Jena, 1937.
  • Reed Н. S
    . A short history of the plant sciences. — Waltham (Mass.), 1942.
  • Barnhart J. Н.
    Biographical notes upon botanists, v. 1-3. — Boston, 1966.

Общие работы[ | ]

  • Ботанический атлас / Под ред. Б. К. Шишкина. — М.—Л., 1963.
  • Жуковский П. М
    . Ботаника. — 4-е изд. — М., 1964.
  • Ботаника / Под ред. Л. В. Кудряшова. — 7-е изд. — Т. 1. — М., 1966.
  • McLoan R. С., Ivimey-Cook W. R
    . Textbook of theoretical botany. — V. 1—3. — London, 1951—1967. (англ.)
  • Sinnott E.-W., Wilson K. S
    . Botany: principles and problems. — 6 ed. — N. Y., 1963. (англ.)
  • Guttenberg Н
    . Lehrbuch der allgemeinen Botanik. — 6 Aufl. — Berlin, 1963. (нем.)
  • Encyclopédie du monde végétal. / Dir. F. Vallardi. — T. 1—3. — Paris, 1964. (фр.)
  • Lehrbuch der Botanik für Hochschulen. — 29 Aufl. — Jena, 1967.
  • Hill J. B
    . Botany. — 4 ed. — N. Y., 1967.
  • Raven P. H., Evert R. F, Eichhorn S. E.
    Современная ботаника: В 2 т. — М.: Мир, 1990.

Словари и справочники[ | ]

  • Антонов А. А., Надсон Г. А.
    Ботаника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Викторов Д. П
    . Краткий словарь ботанических терминов. — 2-е изд. — М.—Л., 1964.
  • Font у Quer P
    . Diccionario de botanica. — Barcelona, 1953. (исп.)
  • Usher G
    . A dictionary of botany. — London, 1966. (англ.)
  • Schubert R., Wagner G
    . Pflanzennamen und botanische Fachwörter. — 4. Aufl. — Radebeul, 1967. (нем.)
  • Uphof J. C
    . The dictionary of economic plants. — 2 ed. — Würzburg, 1968. (англ.)

Библиография[ | ]

  • Лебедев Д. В
    . Введение в ботаническую литературу СССР. — М.—Л., 1956.
  • Левин В. Л
    . Справочное пособие по библиографии для биологов. — М.— Л., 1960.
  • Липшиц С. Ю.
    Литературные источники по флоре СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. — 224 с.
  • Fortschritte der Botanik. — Bd. 1—, Berlin, 1932— (ежегодные обзоры мировой ботанической литературы) (нем.).

Примечания[ | ]

  1. Ботаника // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Антонов А. А., Надсон Г. А.
    Ботаника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 12Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербакова А. А.
    Краткая история ботаники / Отв. ред. проф. Л. В. Кудряшов; ТР. МОИП. Т. XXXI. Отд. биол. Секц. ботаники. — М.: Наука, 1968. — 310 с.
  4. Historia de las Plantas de la Nueva España de Francisco Hernández (неопр.)
    . Universidad Nacional Autónoma de México. Дата обращения: 4 июля 2013. Архивировано 5 июля 2013 года.
  5. Всеобщая история вещей Новой Испании, написанная братом Бернардино де Саагуном: Флорентийский екс (неопр.)
    . Всемирная цифровая библиотека. Дата обращения: 4 июля 2013. Архивировано 5 июля 2013 года.
  6. López Piñero J. M., Pardo Tomás J.
    La influencia de Francisco Hernández (1512-1587) en la constitución de la botánica y la materia médica modernas. — Universitat de València, 1996. — ISBN 9788437026909.
  7. The Mexican Treasury: The Writings of Dr. Francisco Hernández / Ed. S. Varey. — Stanford University Press, 2000. — ISBN 9780804739634.
  8. Jansen FH (2006). «The herbal tea approach for artemesinin as a therapy for malaria?». Trans R Soc Trop Med Hyg 100 (3): 285-6. doi:10.1016/j.trstmh.2005.08.004. PMID 16274712

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатель получает представление о базовых понятиях в микологии и альгологии, месте водорослей, грибов и родственных им организмов в органическом мире, строении, разнообразии, жизненных циклах и роли в природе. Узнает о современных филогенетических системах этих организмов, насущных проблемах и последних достижениях в этой области знаний и практическом применении этих знаний человеком.

Кураков Александр Васильевич

Доктор биологических наук, профессор Биотехнологического центра МГУ имени М.В.Ломоносова Должность: заведующий кафедрой микологии и альгологии Биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Ботаник — научный специалист, исследующий мир растений с целью совершенствования теоретических знаний о различных представителях растительного мира.

Другие значения

Так выглядит ботан

Нужно отметить, что в словарях указываются и другие значения слова «ботаник», которое употребляется как жаргонное, имеющее переносный, пренебрежительно- шутливый смысл. Здесь есть два варианта:

  1. Ботаник – это человек, который занимается учебой, интеллектуальным развитием, умственным трудом, делая все это в ущерб многим другим жизненным реалиям. Он пренебрегает социальными связями, отдыхом, развлечениями, личной жизнью. Такой «ботаник» отличается большим умом, но в общении с окружающими он очень неловок, не разделяет увлечения сверстников, не может дать отпор агрессии. Как следствие, он нередко подвергается насмешкам, его называют занудой, зубрилой, книжным червем. В основном жаргонное слово «ботаник», а также «ботан» используется школьниками и студентами в отношении своих соучеников. «Ботаникам» присуща стереотипная внешность: это плохо развитый в физическом отношении молодой человек, немодно или нелепо одетый, с немодной стрижкой, в очках. Иногда этим словом называют и взрослых людей, которые подпадают под внешний стереотип. Пример: По мнению Ирины, называть человека «ботаником», насмехаясь над ним, может только тот, кто очень недалеко ушел в своем развитии.
  2. В другом жаргонном значении ботаник – это тот, кто плохо разбирается в какой-либо области, например в поэзии или в живописи. Пример: Несмотря на то, что Олег любил посещать картинные галереи, в искусстве он был полный ботаник.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]