Классный час на тему: «Моя профессия (Судостроитель-судоремонтник металлических судов)» (доклад + презентация)


История возникновения

Судостроение – одна из самых древних отраслей промышленности. Первыми инженерами-кораблестроителями условно можно считать первобытных людей, которые научились выдалбливать внутренность древесного ствола и делать челноки. В период античности изготовление средств для передвижения по воде обрело признаки профессии: регулярность производства, определенная система обучения ремеслу и получение дохода.

Развитие кораблестроения привело к зарождению еще во времена Средневековья нового типа инженера-промышленника, который, по сути, был всего лишь высококвалифицированным мастером. Прогресс в машинной индустрии дал возможность этой профессии усовершенствоваться и сформироваться окончательно.

В середине XIX столетия суда уже представляли собой сложные технические системы. Соответственно, появилась острая необходимость в увеличении количества профессиональных инженеров-судостроителей, которые умели бы проектировать водный транспорт, качественно ремонтировать его, а также улучшать имеющиеся и создавать новые корабельные механизмы. В ответ на такой запрос в 1860 году в Англии открылся Институт морских архитекторов, где начали готовить будущих инженеров-кораблестроителей.

Характеристика профессии

Инженер-судостроитель занимается конструированием кораблей, их механизмов и узлов. Его основная задача – спроектировать технически безукоризненное судно с учетом всех требований к его эксплуатационным характеристикам. Кроме того, такой специалист отвечает за внешнюю эстетику корабля.

Профессия предполагает целый ряд узких направлений. Суть и объем работы инженера зависят от выбранной им специализации. Он может заниматься:

  • корпусостроением;
  • океанотехникой;
  • судовыми энергоустановками (направление предполагает проведение исследований, создание проекта, изготовление оборудования, его техобслуживание и ремонтные работы);
  • подводной техникой;
  • морской акустикой и гидрофизикой;
  • автоматизированными системами управления корабельной техникой;
  • информационно-навигационными автоматизированными комплексами (направление предполагает работу над судовым вооружением: разработку защитных комплексов против воздействия полей, трального оружия, навигационных систем, вредоносного программного обеспечения и так далее);
  • системами судовой электроэнергетики (речь идет об их разработке, установке, обслуживании и модернизации, а также написании специальных компьютерных программ для них).

В зависимости от выбранной специализации инженер-кораблестроитель может работать в институте (проектном или НИИ), на судостроительном или судоремонтном заводе, в профильном вузе преподавателем, а также подписать контракт на службу в ВМФ. Благодаря серьезной общей и узкоспециализированной подготовке специалист с легкостью адаптируется к работе как в государственной, так и в коммерческой организации.

Преимущества и недостатки работы в море

Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.

Сначала поговорим о плюсах:

  1. Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму.
  2. Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий.
  3. Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход

Теперь о минусах работы в море:

  1. Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей.
  2. Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе.
  3. Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.

Обучение и ЕГЭ

Вузов, в которых можно получить довольно редкую, но очень востребованную профессию инженера-кораблестроителя, в России полтора десятка:

  • Московская госакадемия водного транспорта;
  • Калининградский технический госуниверситет;
  • Нижегородский технический госуниверситет им. Алексеева;
  • Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова (г. Санкт-Петербург);
  • Севастопольский госуниверситет;
  • Инженерная школа Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) и филиал ДВФУ в г. Большой Камень;
  • Морской госуниверситет им. адмирала Невельского (г. Владивосток);
  • Сибирский госуниверситет водного транспорта (г. Новосибирск);
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева;
  • Волжский госуниверситет водного транспорта;
  • Институт морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского технического госуниверситета;
  • Комсомольский-на-Амуре госуниверситет;
  • Мурманский технический госуниверситет;
  • Северодвинский филиал Северного (Арктического) федерального университета.

Каждый из этих вузов достоин внимания тех, кто хочет получить профессию кораблестроителя. К примеру, Санкт-Петербургский морской технический госуниверситет ведет подготовку инженеров мирового класса, которые могут проектировать, строить и технически обслуживать гражданские суда, военные корабли и субмарины, средства для разведывания и добычи месторождений газа, нефти и прочих полезных ископаемых с морского дна. Северодвинский филиал САФУ по системе «завод – ВТУЗ» готовит инженеров-кораблестроителей и океанотехников для «Севмаша» и ЦС «Звездочка». Уже на первом курсе будущие судостроители официально трудоустраиваются на базовые предприятия и по специально разработанной образовательной программе вместе с теоретическими знаниями получают на производстве практические навыки. Результат такого подхода к подготовке инженеров-кораблестроителей – показатель ежегодного трудоустройства выпускников на уровне не ниже 90 %.

Для поступления в вуз на инженера-кораблестроителя понадобится сдать три предмета ЕГЭ:

  • русский язык;
  • профильную математику;
  • физику.

Как и на большинство технических специальностей, проходные баллы на программы подготовки инженеров-судостроителей невысокие. Например, в Морском университете им. Невельского за последние 7 лет планка не поднималась выше 158, минимум был на уровне 125.

Готовиться к тому, чтобы стать инженером-кораблестроителем в России можно прямо в средней общеобразовательной школе. Летом 2019 года СОШ № 79 им. Н. Зайцева подписала соглашение об открытии инженерно-судостроительных классов с Объединенной судостроительной корпорацией, Нижегородским техническим госуниверситетом им. Р. Алексеева и . Старшеклассников будут обучать специальным компетенциям, которые пригодятся им при поступлении в вуз, во время учебы и даже на роботе после окончания профильного вуза.

Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?

Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.

Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.

Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.

Обязанности

Спектр должностных обязанностей и рабочих задач инженера-судостроителя весьма широк. Они могут отличаться в зависимости от его специализации. Работая по разным профилям, кораблестроитель может:

  • проектировать корпуса судов и плавучих объектов (рыбных ферм, понтонов);
  • рассчитывать количество материалов, подбирать необходимые для работы инструменты и оценивать экономическую эффективность каждого технологического процесса;
  • разрабатывать инструкции, методические указания и технологические карты с учетом правил и норм безопасности труда;
  • внедрять разработанные технологии;
  • вносить коррективы в документацию при изменениях в технологических процессах и согласовывать их с Российским морским регистром судоходства;
  • выполнять дефектацию корпусов и замеры остаточной толщины корпусных конструкций;
  • составлять отчеты по результатам произведенной дефектации и согласовывать их с Регистром;
  • вести переговоры с заказчиком и доводить до сведения исполнителей объем работ, организовывать и контролировать рабочий процесс.

Знания, умения и навыки

Инженер-кораблестроитель – профессия, которая требует серьезной теоретической подготовки. Для успешной работы судостроителю обязательно нужно знать:

  • физико-химические свойства используемых материалов;
  • нормативы, принятые в судостроительной отрасли;
  • принципы работы и особенности технологии установки конструкций и оснащения;
  • современные методы проектирования и выполнения расчетов.

Одной теории инженеру-судостроителю, конечно же, недостаточно. Приобретенные им знания должны быть конвертированы в следующие умения:

  • выявление неисправностей различного рода в механических узлах, изоляции и обшивке корпуса (чтобы обнаружить их, придется часть рабочего дня посвятить спускам в трюм и подъемам в рубку);
  • составление дефектовочного акта с четким выписыванием объемов запланированных работ и перечня необходимых для них инструментов и материалов;
  • оформление ремонтных ведомостей с детальным перечислением мероприятий по ликвидации неисправностей или модернизации узлов, элементов, технических систем;
  • проведение полного осмотра судна после завершения ремонта.

Навыки работы с персональным компьютером – обязательное условие при трудоустройстве. Кроме стандартного пакета программ, инженеру рекомендуется уметь пользоваться специализированным ПО для 3D-проектирования и моделирования («Компас 3D», AutoCad 3D, RFEM, RSTAB, RWIND Simulation).

Личные качества

Успехи и достижения в работе, взаимопонимание с сотрудниками и продвижение по карьерной лестнице инженера-кораблестроителя зависят от его личных качеств. Представителю этой профессии желательно обладать:

  • техническим и аналитическим складом ума;
  • креативным мышлением;
  • ответственностью;
  • способностью концентрироваться на задаче;
  • высокой скоростью реагирования;
  • пунктуальностью;
  • коммуникабельностью;
  • любовью к технике;
  • стрессоустойчивостью.

Если вы приняли решение обучаться конструированию судов и плавательных средств, оцените свой характер и подумайте, каких качеств вам не хватает. При особом желании каждое из них можно развить, но трудиться над этим нужно начинать, не дожидаясь поступления в вуз. Помните, что нехватка хотя бы одного может существенно осложнить работу, а в некоторых случаях даже стать причиной увольнения.

Как найти работу после вуза?

После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.

Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.

Заработная плата

Профессия инженера-судостроителя в России относится к востребованным и вполне достойно оплачиваемым. По информации сайтов с вакансиями, сегодня ежемесячная зарплата кораблестроителя составляет от 30 до 100 тысяч рублей. На предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге платят от 90 до 140 тысяч рублей.

Большинство кораблестроительных заводов принадлежит государству. Это значит, что инженер может рассчитывать на официальное трудоустройство и полный социальный пакет, включающий своевременный оплачиваемый предприятием отпуск, оплату больничного, а также премии и компенсации.

Журнальный мир

Антон Антонович Соболевский — директор ЗАО «Спецсудопроект» — родился в 1966 году в Москве. В 1988 году закончил кораблестроительный факультет ВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского, служил во флоте, потом в Управлении кораблестроения ВМФ и Департаменте Минобороны России. Закончил службу в должности заместителя начальника Управления кораблей и морского вооружения Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению государственного оборонного заказа. Капитан I ранга запаса. В 2011 году получил диплом с отличием Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности: государственное и муниципальное управление. В 2012 году А. А. Соболевскому присвоен классный чин «Государственный советник Российской Федерации 2 класса». С декабря 2014 года он является директором ЗАО «Спецсудопроект». Под его руководством конструкторское бюро создает крупные проекты по заказу министерства Обороны России, а также разрабатывает современные суда для гражданского флота. Проекты предприятия — это буксиры, танкеры, суда береговой охраны, сухогрузные, кабельные и рыболовные суда, пассажирские и служебно-разъездные катера, самоходные плавучие краны и многое другое.

В год юбилея Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в рамках проведения юбилейных мероприятий, редакция самого «морского» литературного журнала Петербурга пригласила Антона Антоновича Соболевского, он согласился дать нам интервью — и мы узнали много интересного о корабельном производстве в современной России.

И. Б.:
Антон Антонович, как работает ваша организация, и кто является вашими главными заказчиками?
А. С.:

Мы работаем, как большинство — за зарплату. Создаем добавочную стоимость и стараемся честно ее разделить между работниками. Вместе с судостроительной строим корабли и плавучие краны. Обычно наш заказчик — завод, а заказчики завода чаще всего — федеральные структуры. Ну, а конечный потребитель — либо министерство обороны, либо пограничные службы. Но есть и частные заказчики. Наша продукция достаточно дорогостоящая. В основном, гражданская, но военную продукцию мы тоже создаем.

И. Б.:
Пожалуйста, расскажите о ЗАО «Спецсудопроект».
А. С.:

Организация возникла и существует с 1999 года как частная компания, которая занимается проектированием кораблей, плавучих кранов и других плавсредств. Раньше мы проектировали буксиры, плавучие заправки, рестораны, прогулочные суда и «землечерпалки». В настоящее время, кроме непосредственно проектов, формулируем для заказчика или судовладельца технические задания и технические требования. Дело в том, что не все судовладельцы могут четко сформулировать для себя то, что они хотят получить. И тогда мы приходим на помощь. Как сказал однажды министр судостроительной промышленности Борис Бутома: «Морякам нужно предоставлять те корабли, которые нужны, а не те, которые они хотят».

Нет ничего удивительного и в том, что мы базируемся в Санкт-Петербурге. Здесь все тесно связано с судостроением, город имеет много заводов, судостроительных бюро, ремонтных предприятий, работающих на судостроение и машиностроение. Так что, несмотря на конкуренцию, наша работа успешна.

И. Б.:
Как Вы пришли в судостроение?
А. С.:

Я окончил Военно-морское училище в Петербурге, факультет кораблестроения. Служил на кораблях Тихоокеанского и Балтийского флота. За годы службы досконально изучил специфику флота, понимаю его потребности. Копилка моих знаний пополнялась и позднее — во время работы в Центральном аппарате военно-морского флота, затем в Министерстве обороны, в органе управления, который занимался организацией всех работ, связанных с кораблестроением — таких, как выдача технических заданий, подписание приемных актов, определение технической политики. В то время, когда ваш покорный слуга трудился в Министерстве обороны, численность организации, которой я руковожу в настоящее время, составляла пятьдесят человек. Происходили частые сокращения, но люди держались на плаву, справлялись с задачами. Тогда я даже не думал, что окажусь здесь — но так сложилась жизнь. И вот с 2014 года я руковожу этой компанией.

И. Б.:
Как Вы можете охарактеризовать современное состояние судостроения?
А. С.:

В СССР все работало, как часы. Материалы и сырье — свои. Качество военных кораблей было достойное. Несмотря на мелкие проблемы, техника создавалась на высоком уровне. Но в 1991 году произошел путч, и уже примерно к 1994 году окончательно развалилось судостроение. Возобновилась работа только в начале 2000-х годов.

Сегодня заводы загружены заказами. Конечно, почти постоянно не хватает денег. Вообще почти все наши проблемы связаны с кризисными явлениями в современном мире. Эти проблемы могут быть как политическими, так и финансовыми.

Создание корабля — политизированный процесс. Да, судостроение работает, корпуса мы можем создавать, но беда в том, что российская промышленность в настоящее время не изготавливает всю номенклатуру оборудования для корабельной «начинки». Необходимы двигатели, электрические составляющие, краска, изоляция, кабель, средства радиосвязи и навигации. Все, что нужно кораблю, по идее, должно производиться у нас, но мы уже интегрировались в мировую экономику. В России необходимого оборудования производится крайне мало. Конечно, по идее, все оно должно быть отечественным, но как этого добиться? Металл, кабель, двигательные комплексы производятся на наших заводах, однако сложная техника — исключительно импортная. В связи с этим у нас возникают всякого рода кризисы.

Поэтому все зависит от общего состояния экономики нашей страны. Государство должно принимать самое активное участие в организации судостроения: так наладить процесс, чтобы все комплектующие производились в Российской Федерации, и отечественное судостроение не зависело бы ни от политических, ни от экономических санкций.

Мы понимаем, что это сложная задача, поэтому ведем сейчас работу, как с государственными, так и с частными приходится работать больше. Дело в том, что после выполнения частного заказа мы получаем быструю прибыль, и тем самым не формируем убытки, а имеем возможность вкладывать часть средств в развитие, платить работникам зарплату. Налицо следующая экономическая тенденция: при кризисе предприятие стремится консолидировать в руках государства все свои активы, а в процессе роста зажиточности появляется необходимость отдавать все частным предприятиям, которые лучше и быстрее решают вопросы относительно оборотных средств. Но при этом корабли строятся, сдаются, и пополняется флот.

И. Б.:
Скажите, а технология проектирования отличается от той, которая была десять лет назад?
А. С.:

Специалисты и сейчас готовятся примерно по тем же учебникам, что и раньше. Но когда мы учились, нас профессора били по лбу логарифмической линейкой и говорили: «Уберите свои калькуляторы». И это несмотря на то, что уже было ПО, создавались кафедры с вычислительными машинами, и хорошему специалисту важно было знать язык программирования. Нас всех готовили не как пользователей, а как «недопрограммистов». Однако те, кто хотел, вырывались в программисты, получив инженерное образование.

Потом наступил период, когда машины модернизировались, компьютеры заполонили мир, а логарифмическая линейка была отдана в политехнический музей. Раньше считалось, что инженер должен знать сопромат, как таблицу умножения. А сейчас программно-аппаратные средства даны тебе в помощь, и в них заложен весь инструментарий. Сопромат ты можешь знать, а можешь и не знать.

Но все-таки я уверен: без знания теории сегодня не обойтись. Современные аппаратно-программные средства упрощают труд, но нужно знать основы, иметь образование и опыт. Хотя и этого, на мой взгляд, еще недостаточно! Для того, чтобы стать настоящим конструктором, важно не только правильно применять знания, необходимо быть «специально для этого рожденным», воспитать в себе характер и силу воли, скажем так, внутренний стержень, на который все можно «насаживать».

И. Б.:
Антон Антонович, мы, как редакция «толстого» журнала, не можем обойти стороной литературные пристрастия нашего гостя. И нам очень интересно узнать, на какой литературе Вы воспитывались, и что любите читать сейчас?
А. С.:

Я не скажу, что в детстве читал книжки «запоем», но все, что было положено по школьной программе, прочел — и не только. В Советском Союзе издавалось много «монархической литературы». Например, «Три мушкетера». Очень впечатлила меня книга «Похождения бравого солдата Швейка». А в последнее время у меня проявился интерес к чтению книг, написанных священниками. Также люблю хорошую поэзию, которую часто слушаю в аудиозаписях. Когда бывает свободное время, например, в аэропорту, во время ожидания рейса, появляется возможность послушать из интернета, как, например, Евгений Евтушенко читает свои стихи. В свое время мне очень нравилась поэзия Александра Блока. А из прозы — Сергей Довлатов.

И. Б.:
Как Вы считаете: судостроитель — это творческая профессия?
А. С.:

Конечно! Хороший конструктор — это всегда творец. Творчество в кораблестроении стоит дорого.

И. Б.:
Антон Антонович, редакция журнала «Аврора» от всей души благодарит Вас за оказанную помощь и желает крепкого здоровья Вам и процветания Вашему делу! Надеемся, что в год юбилея Ассоциации судостроителей все Ваши начинания осуществятся в полной мере.
Беседу вел ИЛЬЯ БОЯШОВ

Как строить карьеру

Карьерный рост инженера-кораблестроителя, как правило, сопровождается чередой аттестаций, присвоением категорий и проверками профессионального уровня. Чтобы получить повышение, потребуются амбициозность и терпение. Для этой сферы стремительные карьерные взлеты не характерны, поэтому стоит быть готовым потратить годы на достижение желаемой цели.

Первая ступень лестницы для судостроителя – должность главного инженера или конструктора. После нее можно нацелиться на пост заместителя, а затем – руководителя отдела (цеха) или проекта. Следующий уровень – топ-менеджмент предприятия. Вершина карьеры – место директора завода.

Есть и альтернативный путь. Вместо продвижения в пределах одного предприятия, при наличии деловой хватки и немалых финансовых средств, можно выбрать бизнес и открыть собственную верфь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]