Профессии и специальности в сфере кино, театра и телевидения


Основные профессии

Оператор за работой

Профессии, связанные с телевидением, разнообразны, как и ТВ-эфир. В зависимости от полученного образования и уровня квалификации можно устроиться на работу ведущим передачи или диктором, корреспондентом или автором документальных фильмов, литературным или выпускающим редактором, специалистом по рекламе или PR-менеджером и так далее.

В любом случае сотрудник телевизионной компании – этот высокомобильный и любознательный человек. Он все время держит руку на пульсе событий. Чтобы построить успешную карьеру в сфере телевещания, нужно обладать уверенностью в себе и готовностью к авралам и строгим дедлайнам, независимо от того, какая профессия выбрана для работы на ТВ.

Тележурналист

Профессия тележурналиста сегодня так же популярна, как и ремесло киноактера или эстрадного исполнителя. Может показаться, что ТВ-публицисты – богемные небожители и всегда пребывают в эпицентре самых важных и интересных событий. Но зрители видят на экране только красивую парадную картинку, даже не подозревая, что за ней кроется тяжелая работа целого коллектива, который остается за кадром. Иногда такой труд превращается в рутину. Поэтому чтобы получать от него удовольствие, нужно действительно любить это дело.

Основные требования к тележурналисту: приятный голос, грамотное произношение и хорошая внешность. Но это далеко не все. Представитель этой профессии должен обладать:

  • знанием жизни и людей;
  • находчивостью и умом;
  • чувством юмора;
  • терпением;
  • развитым воображением;
  • энтузиазмом;
  • скромностью (не застенчивостью);
  • способностью к командной работе.

Большинство из всего перечисленного – это суть личности. Другими словами, эти качества или есть, или попросту отсутствуют, и приобрести их невозможно. Но даже то, что дала природа, придется развивать в процессе работы. Если, конечно, вы хотите достичь успеха и продвинуться по карьерной лестнице. И последнее в списке, но не по значимости – хорошее высшее образование, неважно, какого профиля. Оно нужно не для галочки, а потому, что расширяет эрудицию и формирует особое отношение к восприятию действительности.

Телеведущий

Представитель этой профессии – лицо любой телепрограммы. Именно от его таланта во многом зависит рейтинг передачи. Наверняка у каждого из вас есть любимая программа. Так вот, в значительной степени ваш выбор, даже если вы не отдаете себе в этом отчета, определен мастерством телеведущего. В странах Запада его обычно называют модератором. Он направляет дискуссию в нужное русло и сам непосредственно участвует в ней.

В последние несколько лет на эту должность (скорее, даже роль) часто приглашают звезд кино и эстрады, чтобы привлечь внимание зрителей и повысить рейтинг. Такой трюк работает далеко не во всех случаях. Поэтому отличные профессионалы всегда будут востребованы. Отдельную категорию составляют политические ток-шоу. Для их ведения приглашают исключительно опытных журналистов.

Редактор телепрограмм

Редактор готовит телепрограмму к выходу в эфир. Как это происходит? Прежде всего, ему надо выбрать тему передачи и найти героя (одного или нескольких). Кроме того, он активно участвует в процессе разработки сценария. Чтобы выполнять все свои обязанности качественно, редактор телепрограммы должен быть хорошо осведомлен о злободневных проблемах общества – это поможет безошибочно определять актуальность той или иной темы. Конечный продукт его труда – готовое к выходу в эфир шоу. В некоторых случаях он вместе с режиссером организовывает и проводит съемки, помогает делать монтаж и озвучивание. Высококвалифицированного редактора всегда готовы принять на любой телеканал.

Музыкальный редактор

Одна из важных и достаточно сложных профессий на телевидении. Ее представитель обязан не только обладать отличными знаниями музыкальной культуры в целом, ему надо хорошо разбираться в основах монтажа, режиссуры звука и видеоряда. Работать музыкальным редактором невозможно без глубокого понимания, каким образом создаются заданные настроение и атмосфера, и знания того, как гармонично объединять музыку с изображением.

Режиссер телепрограмм

Режисер новостных программ

Эту профессию относят к категории наиболее сложных на телевидении. От специальности кинорежиссера ее отличает многогранность и больший комплект обязанностей. Они заключаются в проведении постановочных работ как с приглашенными профессиональными актерами, так и с «простыми» людьми, в организации прямых трансляций и их записи, в озвучивании и монтаже передачи.

Звукорежиссер

Зона его ответственности – звуковая стилистика аудиовизуального продукта. Представитель этой профессии обязан микшировать музыку и интершумы, уметь гармонично сводить звук. Кандидат, претендующий на должность звукорежиссера, должен в совершенстве знать самые современные компьютерные технологии записи и обработки звука.

Продюсер (исполнительный и линейный)

Основная обязанность тех, кто занимает эти должности, заключается в обеспечении создания и выпуска телепередач и сериалов. Такая работа связана с координацией действий административного персонала, четким и справедливым распределением финансовых средств (начиная от выплаты зарплаты членам съемочной группы до формирования сметы на покупку и производство декораций), написанием сценариев и организацией питания на площадке. От того, насколько эффективными окажутся линейный и исполнительный продюсеры, зависит слаженность и качество работы всех отделов телепроизводства.

Телевизионный оператор

Должен обладать редко встречающимся сочетанием хорошо развитых творческих способностей с отличными техническими навыками. Телеоператору надо разбираться в законах художественной композиции, выстраивания света и цвета. Естественно, он должен уметь работать с самой современной оптической и цифровой аппаратурой.

Монтажер

Правильно эта профессия называется «режиссер монтажа на телевидении», просто чаще употребляют краткую форму. Для успешной работы такому специалисту необходимы знания компьютерной техники и новейшего программного обеспечения, и в не меньшей степени – истории кинематографа и телевещания, теории монтажа и режиссуры. Все это преподают в высших учебных заведениях. Кроме того, надо хорошо ориентироваться в разнообразных монтажных решениях, иметь развитое чувство ритма и темпа. Выпуск информационной телепередачи предполагает каждодневную работу сразу с несколькими источниками изображения непосредственно в прямом эфире. Такой сложный и ответственный труд требует от монтажера профессионализма высокого уровня и самоотдачи.

Художник-гример

Несет ответственность за эстетичный внешний вид всех, кто попадает в кадр. Конечно, он не отправляет гостей передачи в тренажерный зал или солярий. Сфера его ответственности – лица участников передачи. В вестибюле одной из известных американских телекомпаний вывешен слоган «У нас гримируется даже президент». Что это означает? В самом начале эпохи развития телевидения гости, приглашенные в студию, упорно не желали гримироваться. Для профессионального актера нанесение на лицо декоративной косметики – вполне заурядная процедура, остальные считали это неуместным и излишним. Особенно мужчины. Сегодня гостей в студии никто не спрашивает, хотят ли они гримироваться. Всех, кто должен находиться в кадре, художник-гример «подкрашивает» в обязательном порядке.

Общие положения

1.1. Главный редактор телевидения и радиовещания относится к категории руководителей.

1.2. На должность главного редактора телевидения и радиовещания назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в творческих организациях не менее 5 лет.

1.3. Главный редактор телевидения и радиовещания назначается и освобождается от должности руководителем предприятия и непосредственно подчиняется [вписать нужное]

1.4. Главный редактор телевидения и радиовещания должен знать:

— законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации;

— нормативные документы, определяющие требования к уровню телерадиовещания;

— важнейшие общественно-политические события в стране и за рубежом;

— состояние и перспективы развития экономической, научной и культурной жизни в стране и за рубежом;

— технические средства и технологию создания телевизионных и радиопрограмм;

— основы законодательства о труде;

— основы бухгалтерского учета;

— этику делового общения;

— порядок заключения и исполнения авторских договоров;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— передовой отечественный и зарубежный опыт организации телерадиовещания;

— правила и нормы охраны труда;

1.5. Во время отсутствия главного редактора телевидения и радиовещания (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. [Вписать нужное].

Обучение

Сегодня получить любую профессию, связанную с телевидением, можно во многих высших учебных заведениях страны, необязательно творческих. Приведем несколько примеров:

  1. МГУ им. Ломоносова. Факультет журналистики. Высшая школа телевидения.
  2. Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Факультеты: экранных искусств; мультимедийных технологий и фотографии; управления и медиакоммуникаций.
  3. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Факультет культуры.
  4. Нижегородский университет им. Лобачевского. Институт филологии и журналистики.
  5. Белгородский госуниверситет. Факультет журналистики.
  6. Новосибирский госуниверситет. Гуманитарный институт.
  7. Российский гуманитарный университет. Институт массмедиа.
  8. Саратовский технический университет имени Гагарина. Институт прикладных информационных технологий и коммуникаций.
  9. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций.

Для поступления в какой-либо из перечисленных или другой вуз для получения специальности, связанной с работой на телевидении, абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. В некоторых учебных заведениях могут потребовать результаты экзаменов по обществознанию и иностранному языку.

Права

Главный редактор телевидения и радиовещания имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. [Вписать нужное].

Заработная плата и карьера

Многие считают, что «люди с экрана» зарабатывают баснословные деньги и чуть ли не купаются в роскоши. Это распространенное заблуждение. Разумеется, популярный ведущий, чье имя у всех на слуху, широко известный продюсер и главный редактор телеканала действительно получают более чем приличные деньги. Вместе с тем доход среднестатистического сотрудника относительно невысок. Он составляет примерно от 25 до 50 тысяч рублей.

Простейший способ для выпускника вуза попасть на любой телеканал – сначала трудоустроиться на должность администратора, ассистента (помощника) редактора либо режиссера. Сразу выскочить «на экран» будет гораздо труднее, ведь для этого нужен опыт. Чтобы обзавестись им, профессионалы рекомендуют начинать карьеру с районной телестудии.

Ответственность

Главный редактор телевидения и радиовещания несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Востребованность

Сейчас мы наблюдаем, как буквально на наших глазах происходит трансформация модели медиабизнеса. Большую значимость обретает экспертиза контента (содержания). Например, раньше основной акцент делали на доступе к эфирным сетям или (в идеальном варианте) владении ими. Сегодня намного важнее умение производить интересные и качественные передачи и продавать их конечному потребителю – зрителю.

Профессии продюсера, редактора, сценариста, менеджера по продажам и управлению ресурсами вряд ли исчезнут в ближайшем будущем. Могут измениться методы создания контента и даже тематические сегменты, но суть его производства останется той же. Мир «по ту сторону экрана» существенно не поменяется. А это значит, что можно утверждать: практически все профессии, которые сегодня есть на телевидении, будут востребованы. Но учтите, что их представителям придется регулярно повышать свой уровень мастерства и наращивать скорость реакции на запросы аудитории.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии телевидения подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Hard work. Или тяжело в подготовке, не стыдно в эфире

— Что ты считаешь самым тяжелым в работе
редактора телевидения?
— Я шла за драйвом, эмоциями, постоянной включенностью в жизнь города, страны, мира – это наркотик. На работе ты привыкаешь выдавать за смену больше 10 выпусков, и каждый из них должен отличаться от предыдущего. Необходимость постоянно быть в напряжении — вот что тяжело. Иногда день заканчивается вовремя, иногда глубокой ночью, а утром все сначала. Кажется, что ты внутри колеса. И не ты его двигаешь, а оно тебя. Ну и, конечно, объем информации. Очень многое нужно учитывать, помнить.

Сколько зарабатывают телеведущие

Профессия телеведущего – «штучная», поэтому открытых вакансий по этому направлению крайне мало в свободном доступе. Желающих работать на телевидении всегда превышало реальное количество рабочих мест. Сделать хорошую карьеру в этом случае может тот, кто готов полностью отдаваться работе, забыть о личной жизни, кто согласен ради интересного репортажа сорваться и поехать за многие километры от дома, терпеть различные бытовые неудобства.

Прежде чем стать телеведущим, надо быть готовым к рутинной журналисткой работе, будням корреспондента и к постоянным кастингам для телешоу.

Уровень зарплаты популярных ведущих, как правило, не разглашается.

Где учат телеведущих
Источник фото: freeplk/freepik

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]