«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте: кто чем занимается


Автор: ПрофГид

Капитан судна – главный специалист, который осуществляет управление командой и судном, несет ответственность за безопасность и четкое выполнение поставленных задач. Профессия интересная, освоить ее можно в вузе или ссузе. Капитаном судна смогут стать ребята, которые увлекаются математикой, иностранными языками, физикой. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Важные личные качества
  • Обучение на капитана судна
      Вузы
  • Лучшие вузы для капитана судна
  • Лучшие колледжи
  • Место работы
  • Заработная плата
  • Зарплата капитана судна на март 2022
  • Профессиональные знания
  • Примеры компаний с вакансиями капитана судна
  • Краткое описание

    Капитан – первый человек на плавучем судне, которому беспрекословно подчиняются как члены команды, так и пассажиры. Капитан безупречно знает международное морское и речное право, обладает задатками руководителя и организатора. Именно он определяет скорость движения судна, принимает решение в случае непредвиденных ситуаций – решает все вопросы, возникающие во время пребывания судна на воде и в порту.

    Чаще всего капитанами становятся не сразу, приходится шагать по карьерной лестнице на протяжении нескольких лет, работая матросом, 3, 2 и старшим помощником капитана – все это необходимо для получения опыта. Нужно уметь выполнять любые работы – от очищения палубы до оказания первой помощи в случае катастрофы.

    Сколько зарабатывает капитан судна

    Любая специальность, будь то штурман или младший персонал, оплачивается в достаточном объёме. Ценовой разброс зависит от масштаба. Если капитан речного судна получает не больше 70 тыс. рублей, то управление торговым лайнером позволит зарабатывать от нескольких тысяч долларов за один рейс.

    Важно быть готовым к переезду — капитаны востребованы в городах с открытым выходом в море. Специалист на круизном лайнере, промысловом судне или частной яхте может зарабатывать и параллельно отдыхать в различных странах. Опыт также существенно меняет ставку. Начинать карьерную лестницу лучше всего с технических профессий на судне, например, инженер-судоводитель. Заниматься документами в кабинете также выгодно.

    Профессиональный капитан отлично знает кодекс, разрешённые и запрещённые действия в международных и внутренних водах. В экстремальных случаях именно глава судна решает сложные вопросы. Члены команды — матросы, в первое плаванье могут получать от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. На карьерный рост влияют не только глубокие технические знания, но и педантичность в узконаправленных делах, тактичность, вежливость и задатки лидера.

    Особенности профессии

    Капитан, что зависит от полученного образования и опыта, может специализироваться на морском, речном или смешанном судоходстве. Он может работать на гражданских (пассажирских), грузовых и грузопассажирских, рыболовных (промысловых) и других судах. В любом случае в обязанности капитана судна входят следующие работы:

    • обеспечение безопасности во время перевозки грузов, пассажиров;
    • соблюдение графика и расписания движения с учетом погодных условий, текущей обстановки;
    • соблюдение стандартов, касающихся окружающей среды и международного права в области судоходства;
    • ведение отчетности и сопроводительной документации;
    • своевременное уведомление судовладельца о форс-мажорах, порче груза и т. д.;
    • управление экипажем судна, обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и сохранности грузов;
    • оценка технического состояния судов, обеспечение своевременного технического обслуживания.

    Это лишь малая часть обязанностей капитана, ведь в случае нападения на судно он занимается организацией мероприятий, направленных на защиту или процесс переговоров. Также он несет ответственность за управление командой во время непредвиденных ситуаций: эвакуация, первая помощь и другие.

    Обучение

    Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова.

    Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.

    Обучение в tetrika

    Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest

    Плюсы и минусы профессии

    Плюсы

    1. Профессия престижная и высокооплачиваемая.
    2. Перспективы быстрого карьерного роста в случае, когда будущий капитан начинает деятельность с более низкой должности.
    3. Капитан за годы работы посещает десятки городов и стран, поэтому профессия овеяна романтизмом и тесно связана с путешествиями.
    4. Продолжительный отпуск при условии длительных рейсов.
    5. Отличная социальная защита.
    6. Широкий выбор специализаций и компаний для успешного трудоустройства.

    Что нужно знать новичку о работе в море

    Все мы знаем, что зарплаты в России низкие. Если говорить про сегодняшний день, то зарабатывают в основном люди, у которых свой бизнес, политики и моряки. Сама по себе данная профессия всегда была выгодной, это стабильная работа, на которой ты получаешь стабильный высокий оклад. Да, конечно же, это опасно, в основном за это и платят хорошую зарплату.

    Морские профессии

    Итак, перейдем к делу, вы хотите работать в море и зарабатывать реальные деньги за реальный труд. Как раз здесь начинается миллион вопросов, но я вам все объясню. Изначально вы должны определится, что вам больше по душе – разбирать и чинить двигателя, или же работать с документацией и картами.

    Есть три вида рабочих на судне: это механики, судоводители и электромеханики (про поваров умолчу, так как работы для них сейчас почти нет). Также параллельно есть еще разрез ветки – это быть рядовым составом, из которого потом трудно выбраться, или быть в командном составе.

    Как искать свой первый контракт без опыта работы

    моряк

    Работа на судне

    Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

    В процессе обучения я решил перестраховаться и, обучаясь по своей должности, параллельно получил документы матроса второго класса.

    Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше, но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

    Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

    Национальная ассоциация шкиперов Яхтенная школа (ВАО)

    Адрес: м. Измайлово, Окружной проезд, д.15 Сайт: https://skippers.ru Телефон: +7 (499) 409-409-0 Стоимость: теория — 28 500 р., практика — от 127 000 р.

    Обучение проходит по системе IYT. Флот базируется в Турции в г. Мармарис.

    Обучение с нуля:

    • Теория (Shorebased Course Bareboat Skipper) Интенсив 4 дня / 32 часа
    • Практический курс матроса (Competent Crew) 7 дней
    • Практический курс яхтенного капитана (Bareboat Skipper) 14 дней

    В случае успешного прохождения теории и практики вы получаете сертификат Bareboat Skipper. Он позволяет брать в аренду яхту размером до 24 м в любом уголке мира, где есть чартерный флот. Район плавания — 20-30 миль от берега.

    Дополнительный курс: Теория VHF радиооператора 1 день / 8 часов

    Курсы повышения квалификации:

    • Yachtmaster Coastal/Offshore
    • Yachtmaster Ocean
    • Master of Yachts Coastal/Limited
    • Master of Yachts Unlimited

    Парусная школа СпортФлот (ЦАО)

    Адрес: ст. м Арбатская/Библиотека Ленина, Малый Кисловский переулок дом 5/6, стр 3 Сайт: https://www.sportflot.ru Телефон: Стоимость: теория — от 8 000 р., практика в России — от 12 000 р., за рубежом — от 62 000 р.

    Теория читается в центре Москвы, практика проходит круглый год на собственных базах и за рубежом. Обучение проходит по двум направлениям: круизный яхтинг и гоночный яхтинг. Курсы для разных уровней подготовки: от новичков до будущих гонщиков или шкиперов.

    Школа выдает права двух видов:

    • Российские права ВФПС на управление парусной яхтой до 25 футов по внутренним водам РФ
    • Международные права на управление яхтой IYT

    Курсы:

    • Базовый курс «Intro» 12 часов теории в Москве и 12 часов практики (3 дня в Севастополе или 4 занятия в Подмосковье)
    • Матрос спортивной, гоночной яхты ВФПС 2 недели в Подмосковье или 3 дня – программа-интенсив в Севастополе
    • Competent Crew IYT 15 часов теории и 1 неделя практики за рубежом
    • Рулевой спортивной парусной яхты ВФПС 24 часа теории в Москве по будням и 18 часов практики в выходные дни на Пироговском водохранилище
    • Шкипер приливно-отливных вод IYT 2 месяца теории и 2 недели практики за рубежом

    Центр подготовки судоводителей «СОММЕРС» (ЮАО)

    Адрес: м. Павелецкая, 4й Кожевнический переулок, д.2/12 Сайт: https://www.obuchenie-gims.ru Телефон: Стоимость: теория — 24000 р., практика — от 80 000 р.

    Центр проводит индивидуальное и групповое обучение управлению парусными и моторными яхтами с получением следующих международных сертификатов: Bareboat Skipper Power and Sail, VHF operator.

    Курс Bareboat Skipper IYT sail and power:

    • Теория — 32 ак.ч. 9 занятия
    • Практика — 10 дней в море (Турция)

    Для начинающих шкиперов организуют совместные плавания и регаты.

    Яхт-клуб 12 узлов (ЦАО)

    Адрес: м. Патриаршие пруды, Большой Козихинский переулок, д. 22 стр. 1 (вход со двора), этаж 3 Сайт: https://12knots.ru Телефон: Стоимость: теория — 23 500 р., практика в Черногории — от 60 770 р., в Подмосковье — от 10 500 р./занятие

    Обучение яхтингу проводится по стандартам Американской школы яхтинга IYT (International Yacht Training). Теоретические занятия проводятся в Москве, а практическое обучение парусному спорту — на яхтах в Черногории и на Канарских островах.

    Курсы:

    • Помощник капитана яхты Competent Crew (Черногория, 10 дней, 5 чел.)
    • Теория яхтинга 30 ч. (6 чел.)
    • Капитан парусной яхты — практика в Черногории (10 дней, 5 чел.)
    • Капитан моторной яхты — практика в Черногории (6 дней, 3 чел.)
    • Вводный практический курс в Подмосковье — Пироговское водохранилище (3 ч./занятие, 2-3 чел.)
    • Повышение квалификации (на уровень Coastal и выше) — Канарские о-ва (7 дней, 5 чел.)

    Также в школе проводятся практические семинары (3 ч.), в офисе школы можно приобрести профессиональную литературу.

    Программа школы включает в себя посещение живописных бухт, островов и городов Черногории, где вы сможете осмотреть достопримечательности, а также по согласованию с инструктором пройти по одному из двух маршрутов:

    • Хорватия (г.Дубровник, острова Млет, Корчула)
    • Италия (г.Бриндизи)

    За время обучения вы пройдете в общей сложности около 250 морских миль.

    По окончании обучения на капитана яхты вы получите:

    • Сертификат Bareboat Skipper капитан прибрежного плавания
    • Радиооператор VHF
    • Logbook — Логбук (паспорт яхтсмена)

    Какие бывают права? Категории удостоверений ГИМС:

    «Права» ГИМС делятся по типу маломерных судов и по району их плавания.

    По типу судов выдаются следующие удостоверения (перечень не полный):

    • Моторное судно. К ним относятся такие суда как мотолодка (мотор подвесной) и катер (стационарный двигатель).
    • Гидроцикл
    • Судно особой конструкции
    • Парусное и парусно-моторное судно с площадью парусов
    • до 12 кв.м.
    • до 22 кв.м.
    • до 60 кв.м.
    • более 60 кв.м

    Категории «прав» по району плавания:

    • Морские пути (МП)
    • Водные пути (ВП — несудоходные реки и озера)
    • Внутренние Водные пути РФ (ВВП — судоходные реки и озера)

    Исходя из категорий и выявленной квалификации соискателя в удостоверение ГИМС заносятся тип (типы) судов и районы плаваний к которым допущен судоводитель.

    Бланк, с 2016 года выглядит следующим образом (приведена случайная комбинация судов и категорий акваторий):

    Подготовка судоводителей к плаванию на различных акваториях разбивается на следующие части:

    Секрет успеха для желающих работать на море

    Самое главное, в чем я могу подсказать по данной теме — это выбор высшего учебного заведения. Не выбирайте то, в котором дороже, толку от этого ноль, так как старые преподаватели учат намного лучше новых “хапуг”.

    Не “покупайте” себе документы, так как это вам может аукнуться на судне в виде проверки ваших знаний и списания вас с судна в ближайшем порту.

    И да, что самое главное, это истории про уход в рейс, но не стоит доверять свои деньги людям, которые называют себя “агентами” и берут деньги с вас, чтоб предоставить вакансию. Это будет напрасная трата ваших средств, так как, либо компания будет с очень плохим рейтингом, либо вы в ней не задержитесь. Лучше приходить с реальными знаниями в крупные крюинг-фирмы, проходить их тесты, собеседование и ждать от них вакансию.

    Кстати: Собираешся в дальнее плавание? Лайфхак: можно взять ипотеку и сдавать квартиру. Жизнь — в море, пенсия — в своей квартире. Пройди тест и узнай, под какой процент тебе одобрят ипотеку. Банки любят моряков!

    Правильнее посидеть пару месяцев, подождать вакансию от хорошей крупной компании-морского перевозчика, чем потом не получить зарплату от той, которая отправит вас через день, после того как получит свою “благодарность”. Так называемую “благодарность” конечно получают большинство крюингов и иногда, даже при желании уйти от хорошей крупной фирмы, людям приходится уходить через то, что есть.

    Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

    Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине. Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.

    На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.

    Московская яхтенная школа (СВАО)

    Адрес: м. Менделеевская/Новослободская, Новосущёвская ул., д. 22 Сайт: https://www.mys.ru Телефон: 8-916-3377-913 Стоимость: теория — 29 500 р., практика — от 98 000 р. (14 дней, Черногория)

    Полная теоретическая и практическая подготовка по программе IYT.

    Начальная подготовка по программе Bareboat Skipper:

    Теоретический (береговой) курс

    Курс рассчитан на начинающих яхтсменов, состоит из 15 занятий по 3 часа всего 45 часов. Программа соответствует стандартам IYT и включает в себя все обязательные дисциплины: устройство и управление яхтой, навигация, лоция, правила плавания, морская радиосвязь, безопасность плавания.

    Занятия проходят в специально оборудованной аудитории. Группа формируется из 4-7 человек. Перед началом обучения выдается необходимая литература и логбук (паспорт яхтсмена).

    Практический курс (14 дней)

    Проводится на Средиземном море, в Черногории.

    Для желающих пройти практический курс в России: на Клязьминском водохранилище и в Финском заливе (Выборг — Санкт-Петербург).

    Интенсивные курсы подготовки:

    Теория и практика на борту яхты без прохождения берегового курса. Курс обучения рассчитан на срок до 3 недель, по завершении которого курсант получает документы, соответствующие его уровню подготовки.

    Повышение уровня:

    • Курс капитана прибрежного плавания (Yachtmaster Coastal) 48 ч.
    • Курс капитана открытого плавания (Yachtmaster Offshore) 96 ч.

    Яхт-клуб Яхт Релакс (СВАО)

    Адрес: м. Ростокино, пр-д Серебрякова 14 Бизнес- Сайт: https://yacht-relax.ru Телефон: Стоимость: теория — 22 000 р., практический курс — от 84 000 р.

    Теоретический курс проходит в Москве в группах от 5 чел. Возможно индивидуальное обучение и обучение в вашем офисе. Практический курс может быть организован в любом месте, включая акватории Италии, Черногории, Турции, Хорватии Франции, Испании ,Таиланда, Малайзии, островов Карибского бассейна.

    Курсы:

    • International Crew Certificatе Компетентный член экипажа (вводный курс)
    • International Bareboat Skipper Sail 10 дневный курс обучения (теория + практика)
    • International Bareboat Skipper Sail + Power 12 дневный курс обучения (теория + практика)
    • International Bareboat Skipper Power 7 дневный курс обучения (теория + практика)
    • VHF Radio Operator / Marine Communications 1 дневный курс обучения (теория + практика)
    • Программы для опытных яхтсменов (повышение квалификации)

    Условия работы в рейсе

    Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

    Только подумайте, контракты начинаются от четырех месяцев, и то, это только у командирского состава, а у рядовых от шести. Полгода в железной коробке с одними и теми же лицами работать, питаться, жить.

    Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

    У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

    Есть также минусы для семьянинов, они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

    Это все очень и очень сложно в таком варианте, но если вы молодой парень без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и повидать мир, то эта работа определенно для вас.

    По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

    ЯСпециалист.ру

    Специальности: навигационное дело и судовождение, морское судовождение, речное судовождение

    Специализация в зависимости от типа, назначения и водоизмещения судна (пассажирское каботажное, пассажирское скоростное, грузо-пассажирское типа «река-море», грузо-пассажирское типа «ледокол», круизный лайнер большого среднего и большого возоизмещения и т.п.)

    Примечание. В учебных заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля, специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов и обстоятельств трудоустройства.

    Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

    Среднее специальное (навигатор, вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения, старший техник-судоводитель) – речные и мореходные училища или колледжи, речные командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.

    Высшее (навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) – высшие мореходные училища и академии[1]

    Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

    При поступлении проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни. Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам, уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически важной

    информации, а также к быстрому обучению пользоваться контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой.

    Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

    География, математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия в студии судовождения*, история мореплавания, литература и русский язык, иностранные языки.

    Характер и содержание работы:

    Организационно-навигационный, административно-командный. Работа в различных судоходных компаниях – осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью, которую осуществляет судно.

    Очевидные плюсы

    Возможность работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания – возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по финансовым итогам работы судовой команды.

    «Подводные камни», очевидные минусы

    Длительная оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за перевозимые грузы.

    Возможные профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая дистония – риск умеренный.

    Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)*

    В Москве и Московской области: 40 000 – 70 000 (в основном каботажные прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда)

    На международных линиях, включая трансокеанские: 120 000 – 400 000

    В крупных областных центрах, включая речные круизные суда: 50 000 – 80 000

    В глубинке России: 25 000 – 40 000 (в основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения)

    По большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена парусных фрегатов. Что же касается капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах государевых служащих и людей военного звания. Но так повелось с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой, по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно «по совместительству» было военным, а матросы во главе с капитаном – боевыми стражниками этого корабля.

    Сегодня торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным предназначением, однако капитан на любой судне – по прежнему командир, имеющий право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного порядка. То есть капитан – это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.

    Именно поэтому звание и должность капитана каботажного (приемущественно речного и плавающего на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь к которой лежит не только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в качестве штурмана или помощника капитана.

    Надо сказать, что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность, присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте. В такой традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо небезопасной среде. Даже обычная и не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.

    Вызвать водную полицию (милицию) нередко бывает невозможно из-за удлённости судна от ближайшего населённого пункта, а специально полицейских держать на судах обычно не принято: считается, что в услових водной стихии на корабле не должно постоянно находится никаких параллельных вооружённых и наделённых властью структур, чтобы в случае критической ситуации своими действиями не навредить безопасности судна. То есть командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и это человек – капитан.

    Надо сказать прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном заведении профилю.

    Тем не менее к отбору курсантов мореходные вузы подходят с таким «прицелом», что каждый выпускник в итоге должен стать капитаном современного судна. Вот, к примеру, что опубликовано на сайте Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (факультет судовождения):

    «Желающие учиться на судоводительском факультете должны быть готовы к тому, что к ним будут предъявляться, как минимум, следующие требования (т.е. чем должен обладать претендент на учёбу на этом факультете. Прим. автора):

    развитое чувство ответственности, обязательность, добросовестность, дисциплинированность, упорство, желание и умение жить и работать «по правилам»;

    спокойствие, уравновешенность, мужественность;

    желание и способность руководить коллективом;

    готовность к постоянному, на протяжении всей профессиональной жизни, обу­чению и самообучению, повышению профессионального мастерства;

    желание и способность к овладению иностранными языками, в первую очередь английским языком, — являющимся профессиональным для судоводителей.

    За период обучения на факультете курсанты во время учебных и плавательных практик не меньше 12-ти месяцев проведут в морских и океанских плаваниях на судах ведущих российских и зарубежных судоходных компаний с заходами в порты многих государств.

    Уже после первой плавательной практики на всемирно известном учебном паруснике «Мир», принадлежащем академии, курсанты получают первую морскую специальность «Вахтенный матрос», дающую в соответствии с международными требованиями право участвовать в несении навигационной вахты на морских судах.

    По окончании обучения все выпускники, успешно освоившие программу обучения и программы практик, получают общероссийский диплом инженера и морской диплом вахтенного помощника капитана, имеющий международный статус и дающий право работать как на судах под российским флагом, так и на иностранных судах. Выпускники факультета востребованы и конкурентоспособны и по окончании факультета все получают направления для работы по специальности в российские и зарубежные судоходные компании.

    После окончания факультета по мере приобретения опыта работы положительно зарекомендовавшие себя выпускники регулярно получают повышения в должности, становясь, как правило, через 7—10 лет капитанами современных морских судов».

    А как быть мальчикам (женщин-капитанов история ещё не знала), которым очень хочется вырасти в капитана на водном транспорте, но я английским языком они не в ладах. Прежде всего, не стоит раньше времени ставить крест на изучении английского языка. Однако поскольку в мореходные училища обычно высокие конкурсы, а российские судоходные реки в большинстве своём ничем не хуже морей и озёр, почему бы не поступить в какое-либо из училищ водного речного транспорта? Например, в Омске есть прекрасное речное командное училище (среднее специальное образование) с давними традициями, из которого выходят хорошо подготовленные к работе на речных судах разного водоизмещения и назначения будущие капитаны и не только.

    Но, выбирая профессию моряка или речника, независимо от специальности, необходимо давать себе отчёт в том, что для личной жизни эта профессия далеко не всем и не всегда удобна. Наиболее лучший вариант, если муж и жена (а потом и дети) с одинаковым интересом воспринимают длительные путешествия по воде, а самое оптимальное, когда оба работают на одном и том же судне. Но это уже как судьба сложится. Большинству же работников водного транспорта приходится расставаться с семьями на всю навигацию. Которая, на морях (кроме Чёрного) продолжается, по сути, круглогодично, и капитаны и их подчинённые не видят своих жён и детей по полгода и дольше подряд. А перерывы между уходами в море составляют чаще всего не дольше трёх месяцев.

    _________________________________________________

    Капитан – главный специалист на судне, однако без команды подчиняющихся ему вахтенных матросов и других специалистов не обходится ни одно судно. В одиночку можно управлять сравнительно небольшими парусниками или одномоторными баркасами и катерами. Поэтому на подавляющем большинстве грузовых и грузо-пассажирских кораблей, не говоря уж о круизных лайнерах, под началом капитана обычно служат не менее двух штурманов (первый и второй штурманы), один-два боцмана один из них старший), главный судовой механик и подчиняющиеся ему мотористы-механики, а также вахтенные матросы, в задачи которых входит не только пресловутая влажная уборка палубы. Вот, к примеру, по каким специальностям проходит обучение в одном из авторитетных учебных заведений мореходства Санкт-Петербургском Морском техническом колледже: «Организация перевозок и управление на морском транспорте» (техник), «Менеджмент на водном транспорте» (менеджер), «Судоводитель-помощник механика судов речного флота», «Боцман», «Моторист (машинист) рефрижераторных установок», «Повар» (кок) – профессиональное начальное образование.

    На базе профильного начального профессионального образования (НПО) по ускоренной программе ведётся обучение по специальностям: «Морское судовождение», старший техник-судоводитель; «Морское судовождение», специализация «Морское судовождение в смешанном (река-море) плавании», техник-судоводитель; «Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте)», старший техник-судомеханик; «Технология продукции общественного питания», технолог (судовой кухни и кулинарии).

    …Все поступающие для обучения профессиям и специальностям плавсостава проходят медицинскую комиссию, определяющую пригодность для работы на морском и речном транспорте. Для курсантов обязательно ношение морской форменной одежды…»

    Кроме того, в речных и морских училищах можно получить квалификацию вахтенного матроса и отдельно – официанта для работы на круизных лайнерах.

    Надо сказать, что во времена СССР к претендентам на работу официантом и бортпроводником на международных линиях предъявлялись достаточно высокие требования. Получить право трудоустройства официантом или коком на такой круизный лайнер хотели многие юноши и девушки, поэтому в училища образовался конкурс и предпочтения отдавали тем, кто мог неплохо общаться на английском языке. Сегодня ситуация не так остра, поскольку чисто познавательные и потребительские мотивы (иметь доступ к зарубежным товарам в судовых буфетах и припортовых магазинах) у молодёжи сошли на нет: не обязательно быть сотрудником круизного флота, чтобы попасть за границу или покупать импортные товары. Тем не менее официанту и другому члену судовой команды круизного лайнера весьма желательно сносно общаться по-английски и быть в достаточной мере коммуникабельным и доброжелательным.

    Но если вы любите технику и воду одновременно, то почему бы вам не стать специалистом машинного отделениями (мотористом, механиком)? Судовые механики и мотористы большую часть рабочей вахты проводят в машинном отделении корабля и водных просторов не видят. Зато они ощущают себя своего рода хозяевами двигателей судна, и на своей территории у мотористов создаётся что-то типа машинной епархии. Никто больше, кроме них и старших командиров (капитана, его помощников и штурманов) не имеет права появляться в машинном отделении. Зато машинисты всегда могут выйти на палубу подышать свежим воздухом.

    Определённую популярность получила среди будущих моряков и речников такая специальность, как боцман, по сути своего рода зам. руководителя судна по всем хозяйственным вопросам и работе с персоналом. Все вахтенные матросы напрямую подчиняются ему, но он и несёт ответственность за каждого из своих подчинённых и проводит их обучение работе на водном транспорте.

    «Подводные камни» этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат на поверхности, но некоторые действительно по водой – это рифы, на которое морское судно всегда рискует наскочить. Но аварии на грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих пассажиров с членами команды, – явление не настолько частое и закономерное, чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления своей мечты. Соответствовало бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам, кроме физкультуры. Всё остальное – преодолимо и не так страшно, если человек заражен водой.

    А другие на водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты. Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их отношение к профессии.

    Речники получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими родными и близкими и практически не испытывают «прелестей» качки, когда от голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]