Чтобы убедится в том, что профессия летчик идеально вам подходит, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» и внимательно изучить все особенности этой специальности. А наша статья поможет вам в этом.
Профессия летчика – это детская мечта практически каждого мальчишки, но лишь немногие в итоге воплощают ее. Несмотря на то, что эта специальность престижна и достойно оплачивается, чтобы ее освоить нужно:
- во-первых, приложить немало усилий,
- во-вторых, иметь безупречное здоровье и физические задатки,
- в-третьих, обладать определенным складом характера.
Ну и самое главное, обучение летному делу не относится к категории «выучусь и забуду». Как правило, в летные училища поступают те молодые люди, которые сделали выбор профессии осознано, по велению души и после длительного осмысления.
Особенности профессии летчик
Летчиками называют специалистов, которые отучились в соответствующем ВУЗе. Изучили теорию и практику по полету на самолетах разных видов. И других летательных аппаратах. Как гражданских, так и военных.
Помимо традиционных самолетов, пилоты могут управлять вертолетами и истребителями.
Большинству людей кажется, что летчик и пилот — слова-синонимы. Однако, это не так. Пилоты — те специалисты, которые работают исключительно на гражданских суднах. Летчики — те, кто пилотирует военные самолеты.
Помимо этого, есть специальность под названием летчик-испытатель. В его задачи входит предварительная проверка и дальнейшее тестирование современных воздушных суден, которые были разработаны инженерами.
Главный вопрос
Но как осваивается сама профессия летчика? Ведь для управления самолетом необходимы навыки и знания, которые сами по себе не появятся. Что же, ответить на этот вопрос можно довольно просто – первым делом следует поступить в летное училище. Однако подбирать его следует исходя из того, каким именно летчиком вы хотите стать: гражданским, военным или испытателем.
Какие задачи входят в профессию летчика?
Летчик — специалист, который несет на своих плечах огромную ответственность. Управляя воздушным судном, он отвечает не только за сохранность самолёта. Но и за пассажиров, которые летят на нем.
Пилоты никогда не управляют самолетом в одиночестве. На гражданских суднах находится минимум два специалиста этого спектра. Между ними распределяется ответственность за самолет и пассажиров.
Помимо двоих пилотов, на воздушных суднах гражданского назначения находятся и другие специалисты. В частности, командир, бортовой инженер, штурман.
Во время полета летчики имеют право спрашивать советы у диспетчеров, которые работают на территории аэропортов пролетаемой страны. Они подсказывают специалистам, что делать во внештатной ситуации. На территории какого аэропорта садиться и так далее.
Гражданские и военные летчики в обязательном порядке должны обладать стрессоустойчивостью. Хладнокровностью. А также крепким физическим, психологическим здоровьем. Чтобы, в случае нестандартной ситуации, они не упали в обморок. И смогли посадить судно.
Профессиональные обязанности
Перечень обязанностей пилота, занимающего должность командира воздушного судна:
- организация подготовки экипажа к полету, обеспечение максимального уровня безопасности;
- осуществление полета в ручном режиме, если того требуют сложные погодные условия или иные обстоятельства, когда нельзя полагаться на автоматику;
- отслеживание уровня топлива и контроль показаний приборов аппарата;
- анализ условий, в которых производится полет, при необходимости внесение изменений в маршрут и их согласование с диспетчером;
- оценка действий экипажа и заполнение отчетной документации после завершения полета.
Специальность второго пилота подразумевает наличие иных обязанностей. Сотрудник выполняет распоряжения командира экипажа, которые позволяют подготовить борт к полету, изучает полетную документацию. Он информирует команду о плане действий, проверяет функциональность оборудования. Во время полета второй пилот следит за исправностью автопилота, а в случае отсутствия в команде штурмана берет на себя его функции.
Пример должностной инструкции
Пример инструкции (стр. 2)
Пример инструкции (стр. 3)
Пример инструкции (стр. 4)
Пример инструкции (стр. 5)
Что должен делать пилот?
Пилот — необычная профессия. Которая требует постоянного пополнения знаний. Концентрации на работе. А также повышения квалификации. Это необходимо для того, чтобы они могли безопасно водить воздушное судно. И не попадать в неприятные ситуации.
Помимо этого, тинейджер должен в обязательном порядке поддерживать свое здоровье. Следить за тем, чтобы у него не было болезней. И чтобы его физическое здоровье всегда было на должном уровне.
Личные качества
Пилот самолета должен быть внимательным, ответственным, способным сохранять концентрацию в течение длительного времени. Ему необходимы лидерские качества и способность быстро принимать решение в экстремальных ситуациях. Пилот не должен бояться высоты или нахождения в закрытом пространстве. Для него обязательны высокий уровень интеллекта, усидчивость, хорошая реакция, терпение, хладнокровие, устойчивость к стрессам.
Повышенные требования предъявляются к физическим кондициям соискателя профессии. Даже незначительные отклонения в показателях здоровья могут стать причиной запрета на осуществление полетов. Пилот должен быть выносливым, физически крепким. Недопустимы даже такие проблемы как метеочувствительность, слабость зрения или слуха, проблемы с вестибулярным аппаратом.
Какие задачи должен выполнять пилот?
Пилот должен выполнять следующие задачи:
- Управлять воздушными суднами. Уметь справляться с любыми самолетами. Как теми, что предназначены для мирного времени, так и для военного.
- Уметь использовать приборы, которые установлены в кабинах самолётов. Для того, чтобы эффективно управлять воздушным судном.
- Уметь общаться с диспетчерами. А также со многими другими наземными службами, которые помогут подростку в случае экстренной ситуации. Также, это нужно для того, чтобы иметь возможность сесть на посадку.
- Уметь принимать сложные решения. Чтобы спасти самолет и пассажиров во время экстренных ситуаций.
- Уметь налаживать работоспособность вверенного ему самолёта, если он был по какой-либо причине поврежден.
- Уметь настраивать оборудование, которое установлено в самолёте. И регулировать его настройки.
- Уметь заполнять необходимые документы. К сожалению, бумажной работы в профессии пилота довольно много. Поэтому тинейджер должен быть готов к большим объемам документации.
- Уметь управлять персоналом самолета в условиях критических ситуаций.
Главного пилота можно смело назвать «продюсером полета». Он отвечает за доставку пассажиров из аэропорта А в аэропорт В. Проверяет работоспособность судна. Поддерживает ее в полете. Отвечает за благополучные взлет и посадку.
Какими качествами должен обладать летчик?
Летчик должен обладать рядом физических качеств:
- У него должно быть крепкое здоровье. Как ментальное, так и физическое. Летать в самолете — очень сильная нагрузка на организм. С которой может справиться далеко не каждый человек.
- У него не должно быть хронических недугов. В частности, астмы.
- У него должно быть хорошее зрение. Отличный слух.
- Он должен иметь крепкий вестибулярный аппарат. Который нужен для того, чтобы у пилота не появлялась тошнота во время полета. Чтобы он прекрасно себя чувствовал при совершении неординарных маневров. А также при турбулентности.
- Пилот должен уметь брать ответственность за свои действия. На него возложена безопасность пассажиров. Поэтому он должен уметь принимать непопулярные решения.
- Стрессоустойчивость.
- Умение концентрироваться.
- Хладнокровность.
Также, у пилота не должно быть клаустрофобии. И боязни высоты.
Где учиться на летчика, и на какой специальности?
Выучиться на летчика можно в двух типах учебных заведений. Либо поступив в университет. Либо в ССУЗ.
В колледжах пилотов учат на специальностях, которые именуются «Испытание летательных аппаратов». В университетах список «летных специальностей» шире.
Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища
Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!
Хочу летать
Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.
Специальность | Ссуз |
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов | Краснокутское летное училище гражданской авиации; Сасовское летное училище гражданской авиации; Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского; Бугуруслансское летное училище им. героя Советского Союза П.Ф. Еромасова. |
Пилотов с высшим образованием выпускает всего пара-тройка авиационных университетов по всей стране.
Специальность | Вуз |
25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения | СПбГУГА, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации УИ ГА, Ульяновский институт гражданской авиации имени Бугаева |
25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов | Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар); ВА МТО им. А.В. Хрулева |
Как стать бортпроводником? Это вообще можно сделать после 11-ти классов школы. Обучение на стюардессу или стюарда — это короткие курсы на базе авиакомпании или учебного центра аэропорта. Лучшие варианты — Аэрофлот, Внуково, Домодедово и Школа бортпроводника Airschool.
Что нужно для поступления на летчика в ССУЗ и университет?
Чтобы поступить на летчика в ССУЗ, подростку необязательно сдавать ЕГЭ. Он может предоставить исключительно школьный аттестат. Зачислят тех подростков, которые имеют наибольший средний балл.
Чтобы поступить на специальность летчика в университет, подростку в обязательном порядке нужно сдать ЕГЭ. Экзамены по следующим предметам:
- Русский язык.
- Информатика или физика.
- Математика.
Конкретный список экзаменов нужно уточнять в том университете, в который планирует поступить подросток. Вне зависимости от того, куда поступит подросток, он должен отучиться минимум пять лет. Как в университете, так и в ССУЗе.
Если учиться в ВУЗе, то длительность учебы будет составлять не менее шести лет. А если подросток поступит в ССУЗ после окончания девятого класса, то ему предстоит учиться немного дольше. Пять лет и четыре месяца.
Краткосрочных курсов для летчиков нет
Стать летчиком, пройдя краткосрочные курсы — невозможно. Это очень ответственная профессия. В рамках которой специалисту придется перевозить не только жителей России, но и иностранцев. Поэтому единственный способ получить соответствующее образование — отправиться в ССУЗ или ВУЗ. И отучиться там несколько лет.
Единственные курсы пилотов, которые существуют в России, проводит Аэрофлот. Их длительность — всего 24 месяца. Однако, поступить на них могут только те специалисты, которые имеют техническое образование. В частности, авиационное.
внешняя ссылка
- Общество инженеров-испытателей (SFTE)
- Комитет по безопасности летных испытаний
- Устойчивость и управляемость самолета
- Отделение сертификации самолетов FAA
- Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА)
- Национальная школа летчиков-испытателей
- Escuela Española de Ensayos en Vuelo y Aeronavegabilidad (E4A)
- Школа летчиков-испытателей ВМС США
- Школа летчиков-испытателей ВВС США
- Космический институт Университета Теннесси
- Международная школа летчиков-испытателей Канады (ITPS)
- Institut Supérieur de l’Aéronautique et de l’Espace
Где могут работать летчики?
Летчики могут работать в различных авиакомпаниях. Как в частных, так и в государственных.
Также, пилоты могут работать на частных лиц (олигархов). Пилотировать коммерческие воздушные судна. Небольшого размера.
Сколько получают летчики?
Зарплата у летчиков очень высокая. Вне зависимости от того, в какой компании они работают — государственной или частной. Если специалист будет летать выше месячной нормы, то его заработная плата может значительно увеличиться.
Наем инженеров-испытателей
Инженеры по летным испытаниям работают у крупных авиационных производителей, таких как: Airbus, Боинг, Safran, Textron Aviation (Белл Вертолет, Cessna и Бичкрафт), Bombardier Aerospace, AgustaWestland, BAE Systems, Локхид Мартин, Honeywell, Northrop Grumman, Сикорский Самолет, Dassault Aviation, Aérospatiale, Mitsubishi, Piaggio Aero, Embraer, Marshall Aerospace and Defense Group или правительственные исследовательские организации, такие как НАСА или же Qinetiq; или государственные органы сертификации, такие как Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), Транспорт Канады, EASA (Европа), ANAC (Бразилия).
Как летчики продвигаются по карьерной лестнице?
Сначала летчики работают на традиционных маршрутах. В небольших компаниях. Чтобы начать зарабатывать больше, специалист в обязательном порядке должен набраться опыта. Желательно, несколько лет. Когда это произойдет, он сможет перейти работать в более престижные компании.
Карьерный рост у летчика может быть довольно высокий. Сначала он будет обычным пилотом. Затем может стать главным пилотом. После этого — командиром экипажа. А, при наличии амбиций, стать начальником отдела в самой авиакомпании. И работать в офисе.
Заработная плата
Доходы пилотов традиционно превышают уровень, который считается средним по стране. Даже новички в этой области получают не менее 70-90 тыс. рублей при условии выработки стандартного минимума часов. Сотрудник крупной авиакомпании с опытом, занимающий должность командира экипажа, в среднем получает 250 тыс. рублей в месяц. Это показатели, характерные для работников международных линий.
На внутренних рейсах заработки пилотов значительно ниже. Дополнительный плюс профессии в универсальности. При желании работать по профилю можно и в другой стране, достаточно подтвердить уровень квалификации.
Пример резюме
Пример резюме (стр.2 )
[salary]
Литература[ | ]
- Амирьянц Г. А.
Лётчики-испытатели: Михаил Нюхтиков со товарищи. — М.: Кучково поле, 2008. — 664 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-901679-74-6. (в пер.) - Амирьянц Г. А.
Лётчики-испытатели: Туполевцы. — М.: Кучково поле, 2008. — 760 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9950-001-3. (в пер.) - Хайрулин М. А., Кондратьев В. И.
Военлёты погибшей Империи: Авиация в Гражданской войне. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — 432, [40] с. — (Имперский стяг). — 4100 экз. — ISBN 978-5-699-25314-2. (в пер.)
Галерея[ | ]
- Русские военные авиаторы готовы к полёту на германском фронте. Весна 1916 года
- Серия почтовых марок СССР 20 лет РККА и РККФ
, 1938 год. Военный лётчик
- Серия почтовых марок СССР 20 лет ВЛКСМ
, 1938. Военный лётчик и матрос
- Стандартная марка СССР Лётчик
, 1949 год
- Финская листовка 1939 года, обещавшая 10 тыс. долларов советским лётчикам за сданный самолёт
Первые лётчики[ | ]
- Братья Райт — американские изобретатели-авиаконструкторы, создатели первого в мире самолёта, совершившего документально подтверждённый полёт (17 декабря 1903 года).
- Ефимов, Михаил Никифорович (1881—1919) — первый русский лётчик, который получил диплом пилота-авиатора. 8 марта 1910 года на аэроплане «Фарман-4» он совершил первый полёт с пассажиром в небе России, превысив мировой рекорд продолжительности полёта с пассажиром, установленный Орвилом Райтом. В течение 1910 года на международных авиационных турнирах в Вероне, Будапеште, Руане, Реймсе Ефимов взял первые места и лучшие призы в состязаниях по дальности, продолжительности полётов, грузоподъёмности и точности посадки.
- Зверева, Лидия Виссарионовна — первая русская женщина-лётчик (лётчица).
- Лилиенталь, Отто — немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц.
- Пегу, Адольф — французский пионер авиации.
- Колман, Бесси — первая чернокожая лётчица США.
- Шаховская, Евгения Михайловна — княгиня, одна из первых русских женщин-авиаторов и первая в мире военная лётчица.
- Квон Киок — первая лётчица Китая, первая кореянка-лётчица.
- Пак Кёнвон — первая лётчица Кореи.
- Кокс, Джессика — первая лётчица без рук.