Менеджер: что это за профессия и кем можно работать?

На какие факультеты, как правило, самый большой конкурс? Это направления, где изучают профессии, связанные с управлением, или менеджментом.

С английского слово “Management” переводится как совокупность методов эффективного администрирования и управления бизнес-процессами на предприятии. А также “Management” — это сами руководители, особенно топ-менеджеры организации.

Мы уже рассказывали о том, какие именно предметы изучают на факультете менеджмента и в какие колледжи с данной специализацией можно поступить после 9 и 11 класса в Москве и СПб. А из этой статьи вы узнаете, что это за профессия — менеджмент, кем можно работать после учебного заведения и какую заработную плату предлагают специалистам.

Не стоит связывать понятие «Менеджмент» с распространёнными в России «менеджерами по продажам» или «event-менеджерами». Если, конечно, речь не идёт о руководителях этих подразделений. Для данных профессий важны именно навыки управления, организации процессов и прогнозирования прибыльности компании.

Хотите получать новости из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И на забывайте заглядывать на второй Telegram-канал, где собраны самые актуальные акции и скидки компании.

Классификация представителей менеджмента

Несмотря на большое разнообразие направлений подготовки, менеджеров подразделяют на три ключевые группы:

  • низшее звено или технический менеджмент. Сотрудники этого уровня руководят рядовыми работниками, специалистами: раздают задачи и контролируют качество их выполнения;
  • среднее звено или управленческий уровень. Эти руководители контролируют работу менеджеров низшего уровня. Они могут управлять филиалами, отвечать за результаты работы в отдельной области или регионе;
  • высшее звено или институциональный уровень. Это топ-менеджмент — высшие руководители, которые несут ответственность только перед владельцами бизнеса (держателями контрольного пакета акций). Они принимают ключевые решения и ответственны за весь бизнес.

Сколько зарабатывают менеджеры?

Доход менеджера обусловлен регионом деятельности компании и спецификой отрасли. Однако и в одной области и в конкурирующих компаниях заработная плата менеджеров может значительно отличаться. Объясняется это в первую очередь работоспособностью и имеющимся опытом работы в данной сфере. Разбег очень большой: выпускник ВУЗа получает от 20 до 40 тысяч рублей в месяц, зарплата специалиста может составлять от 80 до 100 и более тысяч рублей, а доход профи может исчисляться миллионами рублей.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

К преимуществам профессии менеджера можно отнести:

  • безграничные возможности для карьерного роста: менеджер низшего звена может дорасти до руководителя компании;
  • возможность хорошо зарабатывать. Уже на среднем уровне менеджеры зарабатывают в несколько раз больше, чем рядовые сотрудники;
  • постоянные поездки и общение с людьми. Управленцы нарабатывают полезные связи, регулярно посещают другие регионы и страны;
  • востребованность на рынке труда. В талантливых руководителях нуждаются многие компании. Несмотря на обилие предложения, нехватка квалифицированных кадров ощущается остро.

Есть и недостатки:

  • профессия менеджера точно не подойдет интровертам и людям, которые не любят поездки;
  • постоянные стрессы и высокая ответственность;
  • высокая конкуренция и небольшая зарплата в первые годы. Рассчитывать на хорошую прибыль сразу после получения диплома не стоит: нужно показать себя. То же самое и с конкуренцией: среди выпускников вуза она велика.

Перспективы развития профессии

Думать о профессии руководителя нужно в контексте развития мировой экономики. Усложнение производства, глобализация вносят необратимые изменения.

Развитие сферы IT делает возможным удаленное управление сотрудниками, едиными проектами с участием независимых команд и компаний.

Устоявшиеся организационные структуры все чаще уступают место различным формам объединения фрилансеров под решение задач, поставленных заказчиком.

Растет количество международных проектов. Требуются специалисты по межкультурному общению и разрешению конфликтов.

Наблюдается усложнение взаимодействий различных медиаплощадок и программных платформ при создании рекламы.

Короткая жизнь продукта на современных рынках ставит новые задачи для бренд-менеджеров.

Условия обучения

Освоить профессию менеджера можно в среднем специальном или высшем учебном заведении, на курсах. На низшем уровне будет достаточно даже курсов: главное для работодателя — ваши личные качества и организаторские способности. Однако уже для перехода на среднее звено потребуется высшее образование. Учиться можно очно, на вечернем или заочном отделении: работодателям неважно, как именно вы получили навыки. Бакалавриат поможет начать карьеру. В дальнейшем можно поступить в магистратуру и пройти обучение по программе MBA.

Куда пойти учиться

Один из самых сложных вопросов для родителей подростков о том, куда отдать учиться свое чадо после окончания школы. Только один из десяти ребят может четко сказать, кем он хочет стать. Как правило, таких ребят не столь сильно интересует заработок, больше всего они хотят научиться делу, любимому с детства.

Если же ни молодой человек, ни девушка не знают, кем они хотят работать, тогда на помощь в выборе специальности приходят родители. Выбирают чаще всего самые востребованные, на их взгляд, факультеты – юриспруденцию, финансы или менеджмент.

Какие профессии может избрать для себя после менеджер? Сколько может зарабатывать менеджер? Сложно ли учиться по этой специальности? Разберемся с этими вопросами по очереди.

Виды специальностей. Какому менеджменту учат?

«Менеджмент» — это базовая специальность, которая охватывает все виды деятельности будущего руководителя (общее делопроизводство, общая техника ведения переговоров и т. д.). Однако есть и прикладная часть подготовки. Это могут быть:

  • муниципальное и государственное управление;
  • производственный менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • менеджмент в образовании;
  • управление персоналом;
  • антикризисное управление и т. д.

Направлений много: вы можете стать узким специалистом в управлении наукоемкими производствами и даже спортивными организациями.

Специальность “Менеджмент” в образовании – (бакалавриат), кем работать в организации

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Иностранный язык – профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание – по выбору вуза

Содержание статьи:

Профессии: кем можно работать

арт-директор, аудитор, девелопер, директор по маркетингу, коммерческий агент, маркетолог, менеджер по закупкам, менеджер по кредитованию, менеджер по продажам, менеджер по развитию бизнеса, менеджер по рекламе, менеджер по управлению персоналом, мерчендайзер и пр.

Описание специальности

Бакалавр менеджмента знаком с основными этапами эволюции управленческой мысли, с теориями мотивации, лидерства и власти, с принципами формирования команды. Он проявляет себя в организационно-управленческой, информационно-аналитической или предпринимательской активности. Конкретные виды его профессиональной деятельности по диплому определяются вузом, задающим тот или иной профиль обучения, а также потенциальными работодателями, с которыми этот вуз сотрудничает.

В функции менеджера со степенью бакалавра может входить участие в разработке и реализации корпоративной, конкурентной, маркетинговой, финансовой или кадровой стратегии компании. Он придумывает мероприятия, реализующие ту или иную стратегию, планирует и контролирует деятельность подразделений организации и отдельных исполнителей в ходе осуществления конкретных проектов и процессов, будучи способным проектировать организационную структуру, распределить и делегировать полномочия, самостоятельно разработать процедуры и методы контроля.

Параллельно менеджер ведет информационно-аналитическую работу, изучая внешнюю и внутреннюю среду компании ради принятия оптимальных управленческих решений, выстраивает внутреннюю информационную систему организации для удобства контроля над ее деятельностью. Он составляет и обновляет базы данных по различным показателям, оценивает эффективность проектов, готовит отчеты.

Дипломированных менеджеров берут на работу в различные организации и в органы государственного и муниципального управления. А если компания, в которой трудится менеджер-бакалавр, его собственная, то он достаточно компетентен для того, чтобы разработать ее бизнес-план и организовать предпринимательскую деятельность с нуля.

Обучение: изучаемые предметы

  • бизнес-планирование
  • инвестиционный анализ
  • корпоративная социальная ответственность
  • корпоративные финансы
  • лидерство
  • маркетинг
  • методы принятия управленческих решений
  • статистика
  • стратегический менеджмент
  • теория менеджмента
  • управление человеческими ресурсами
  • финансовый менеджмент

Ведущие вузы Москвы

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • НИУ «Высшая школа экономики»
  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
  • Институт международной торговли и права
  • Государственный университет управления

Сроки обучения

По очной форме 4 года

По очно-заочной или заочной формам – от 4 лет 6 месяцев до 5 лет (точный объем программы определяет образовательная организация).

Навыки и умения, получаемые в ходе обучения

  • поиск и оценка новых рыночных возможностей
  • формулировка бизнес-идеи
  • владение инструментарием стратегического менеджмента
  • владение основными методами финансового менеджмента
  • навыки составления и анализа финансовой отчетности
  • умение принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
  • оценка влияния инвестиционных решений на рост стоимости компании
  • анализ рисков
  • анализ потребительского поведения, спроса, конкурентной среды
  • участие в разработке и реализации маркетинговой стратегии организаций
  • умение моделировать бизнес-процессы
  • владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении производственной деятельностью организаций
  • планирование производственной деятельности организаций
  • умение проводить аудит человеческих ресурсов и диагностику организационной культуры
  • участие в разработке и реализации стратегии управления человеческими ресурсами компаний
  • учет аспектов корпоративной социальной ответственности
  • анализ и проектирование межличностных, групповых и организационных коммуникаций
  • владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций
  • выполнение своих функций в межкультурной среде
  • владение современными технологиями управления персоналом
  • умение преодолевать сопротивление организационным изменениям
  • участие во внедрении инноваций
  • понимание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности
  • владение методами управления проектами
  • оценка условий и последствий управленческих решений
  • взаимодействие со службами информационных технологий и умение эффективно использовать корпоративные информационные системы

edunews.ru

Как учат менеджменту?

Получить образование по направлению подготовки «менеджмент» можно на дополнительных курсах по повышению квалификации, СПО и ВО. Образование строится по следующей схеме:

  1. общеобразовательная школа или среднее специальное учебное заведение по направлению «Менеджмент»;
  2. бакалавриат или, редко, специалитет в вузе — от 3,5 до 4,5 лет;
  3. магистратура — 2 года;
  4. MBA на базе магистратуры (как правило, такое образование можно получить за рубежом) — до 1 года.

Учиться можно очно, заочно, на вечернем отделении или дистанционно.

Шансы поступить на бюджет и освоить профессию менеджер

Стоит сказать, что конкурс по специальности Менеджмент довольно высокий и стоимость платного обучения немаленькая. Но при правильном подходе вы быстро окупите свое обучение. Если не получается набрать нужное количество баллов, то стоит рассмотреть альтернативные варианты с низким проходным баллом. Об этом вы узнаете из статьи «Куда легче всего поступить».

Профессия менеджер, безусловно, имеет свои преимущества, такие как высокий уровень зарплаты, положение в обществе, перспективы развития. Но, как и у любой профессии, есть свои недостатки.

Во-первых, у вас будет высокая степень ответственности. Неверное стратегическое решение может стоить компании миллионы рублей, и за это будет нести ответственность руководитель. Во-вторых, подчиненные обычно не любят своих начальников. Даже если вы будете лояльны к своим подчиненным, найдутся те, кто будут считать вас тираном. Невозможно быть хорошим для всех. В-третьих, вам придется работать в условиях повышенного стресса и многозадачности. Вам всегда нужно быть максимально собранным и сосредоточенным.

Однако, получая образования по специальности менеджмент, вы открываете для себя широкие перспективы деятельности и большие возможности найти престижную, высокооплачиваемую работу. Также вы сможете открыть свой бизнес и работать на себя. Вы получите знания в нескольких областях, которые сможете применять в разных сферах экономики.

Субъекты

Кого можно считать субъектами менеджмента?

Субъект менеджмента – это человек или коллектив людей, объединённых управленческими воздействиями, направленный на достижение базовых целей организации.

Когда мы говорим о субъекте менеджмента, мы имеем в виду исключительно реальных людей, вовлечённых в процесс работы фирмы. Каждый из них, посредством возложенных обязательств, влияет на реализацию определённых задач. Говоря простым языком, любой человек является субъектом управления. Мы сами управляем своей жизнью, принимаем решения о переезде, поступлении на учёбу, работу, службу.

Если говорить в более узком смысле понимания понятия «субъект менеджмента», то речь идёт непосредственно о менеджерах, то есть тех людях, что осуществляют управление над социальными объектами. Менеджеры могут быть руководителями разных уровней, выполнять разные функции, в зависимости от сферы применения собственных навыков.

Нелишним будет упомянуть и об объекте менеджмента, чтобы осознать, как выглядит полная картина.

Итак, объект менеджмента – это всё то, на что направлен процесс управления. Объектом может быть цех, производство, рабочий персонал и прочее. Объект иерархичен, он имеет структурное направление, многослойность. Субъект воздействует на объект, приводя в движение все основные процессы и механизмы, лежащие в основе производства.

Дореволюционный период

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Что это такое

Понятие «Менеджмент» пришло к нам из английского языка, и если переводить дословно, оно означает «умение руководить». Любопытно, что слово знакомо практически каждому россиянину, однако, далеко не каждый способен объяснить, в чём заключается суть менеджмента.

Согласитесь, что ни одно предприятие не способно функционировать без управления, иначе рабочий процесс носил бы хаотичный характер. Искусство управления выделилось в обособленную науку не так давно, но характер деятельности знаком человеку буквально с первобытных времён.

Необходимость управления неразрывно связана с разделением труда, и человек это осознал ещё в тот момент, когда его речь не была членораздельной. Почему социум не может жить без управления? Так жить проще и это единственный путь к порядку и цивилизации. Со временем каждый человек стал выполнять отведённую ему роль. Охотиться на мамонта, вести хозяйство, строить дома проще вместе, но с тем учётом, что каждый член коллектива будет заниматься своим делом.

Человек развивался, менялось его восприятие, и строгие социальные рамки становились неотъемлемой нормой общества. Так постепенно возникло осознание того, что управление – это не набор команд и установок, это полноценная отрасль науки, имеющая свою специфику и разновидности.

Если привязывать появление менеджмента к конкретной дате, то стоит упомянуть 1911 год, когда на свет появилось творение Фредерика Тейлора «Принципы научного управления». Более ста лет назад менеджмент был выделен в обособленную науку, сложную, но постижимую для тех, кто желает познать психологию управления.

Менеджментом принято называть совокупность действий и мер относительно управления подчинёнными на предприятии для достижения поставленных целей.

В данном случае, говоря о целях, мы имеем в виду увеличение дохода компании, повышение уровня престижа, увеличение объёмов производства. Грамотный управленец обязан «от» и «до» знать основные принципы управления персоналом, именно поэтому менеджмент является той базой, которая соединяет руководителя и подчинённых.

«Менеджмент» достаточно многоуровневое понятие, и оно включает в себя несколько аспектов:

  1. Талант управления. Руководитель обязан понимать, в каком ключе двигается компания, на что она ориентирована, какие цели желает достичь. На основании этих данных, формируется план по управлению персоналом, разрабатываются основные подходы для достижения поставленных задач;
  2. Контролирующая функция. Мало раздать указания, необходимо координировать процесс выполнения задач. Кроме того, необходимо применять методы поощрения работников, стимулировать их деятельность. Можно делегировать свои полномочия менеджеру с опытом работы;
  3. Умение создавать благоприятный климат в коллективе, где каждый работник ценен и незаменим;
  4. Умения грамотно распределять человеческие ресурсы;
  5. Анализ рынка и актуальности работы предприятия. Умение переориентировать работников, дать новые вводные.

Руководитель 21 века обязан ознакомиться со всеми принципами менеджмента, и умело применять их на практике. Менеджмент часто ещё называют искусством управления людьми, где управленец должен уметь направить работника в любой, даже самой стрессовой ситуации. Кроме того, менеджмент является отраслью науки, позволяющей в ВУЗах выпускать отменных менеджеров, в которых страна нуждается, особенно в кризисный период.

Вывод

Менеджмент является фундаментом в построении бизнеса, поэтому каждый управленец обязан ознакомиться с базовыми знаниями и применять их на практике. Основы менеджмента были заложены ещё задолго до оформления направления в отдельную отрасль знаний и сегодня без них невозможно повысить эффективность работы предприятия, вывести его на более высокий уровень дохода. Знание основ менеджмента позволяет «выращивать» грамотных управленцев, а компании процветать и развиваться.

«Эксперты считают менеджмент одной из самых востребованных наук 21 века. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы считаете, статья помогла вам разобраться в основах менеджмента? Пишите в комментариях и не забудьте оценить статью!

Оцените статью:

[Всего: 18 Средний: 4.8/5] (Рейтинг статьи: 4.8 из 5)

Автор статьи Анжела Карпачева Фрилансер

Советы

  1. Успешный менеджер должен уметь обучать коллектив и параллельно обучаться самостоятельно, только тогда он сможет быть в курсе всех последних тенденций и выведет компанию в правильное русло;
  2. В России на сегодняшний день наблюдается дефицит квалифицированных менеджеров, поэтому к процессу подбора управленца стоит относиться со всей ответственностью;
  3. На данный момент в сети функционирует несколько крупных онлайн бизнес-школ, поэтому можно даже самостоятельно познать все тонкости менеджмента;
  4. Управленец должен быть в курсе всех последних событий в сфере менеджмента, чтобы достояно представлять свою компанию на мировом рынке;
  5. Ознакомьтесь с биографиями известных ТОП-менеджеров, там вы сможете почерпнуть ценные советы, которые помогут вам в построении карьеры;
  6. Эксперты считают, что к менеджменту необходимо относиться с почтением, ведь он представляет собой цепочку взаимоотношений, в которых важно остаться человеком и найти подход к другим людям.

Цели

Теперь пришло время понять, какие же цели преследует менеджмент и почему ни одно успешное предприятие сегодня не обходится без базовых знаний менеджмента. Что вы лично подразумеваете под словом «цель»? Многие из нас ежедневно размышляют о целях в жизни, но какова же цель любой коммерческой организации?

Целью можно считать конкретный результат деятельности предприятия. Это отправная точка, от которой компания начинает свой долгий путь становления и продвижения. Цели менеджмента ровным счётом такие же, как и цели любой коммерческой организации, независимо от её рода деятельности и масштабов.

Основная цель менеджмента заключается в построении слаженного рабочего процесса, созданного для получения необходимой прибыли компании. Общими целями менеджмента можно считать детальное планирование, прогнозирование и алгоритм достижения поставленных задач.

Из основной цели можно сделать вывод, что деятельность менеджеров направлена на увеличение дохода организации, стабилизации положения на мировом рынке. Менеджмент позволяет сориентировать рабочий персонал на достижении общих целей. Мы сейчас говорим об общих целях, присущих практически всем организациям, специализирующимся в сфере продаж, однако, каждое предприятие уникально и имеет свои внутренние цели, задачи.

Цели позволяют компании, как можно дольше продержаться на рынке, а их смена и трансформация продлевает жизнь предприятию, вносит коррективы и позволяет переходить от одного спектра работ к другому. Руководство, осознающее, какие цели поставлены перед ним, обеспечивает благоприятные пути их достижения, налаживает климат в коллективе, эффективно распределяет материальные и человеческие ресурсы.

По времени исполнения, можно выделить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Краткосрочные цели более детализированы и конкретизированы, в то время как долгосрочные цели более туманны и абстрактны.

Школа человеческих отношений

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Древний период

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]