Педагогические профессии в современном мире
Замечание 1
Современные условия развития отечественного образования и образования зарубежных стран характеризуются достаточно устойчивой тенденцией к осуществлению внутрипрофессиональной дифференциации. Следствием данного процесса является значительное расширение спектра педагогических профессий, на рынке труда появляется востребованность в новых педагогических специальностях.
В рамках педагогической специальности происходит появление новых педагогических специализаций как определённого вида деятельности. В качестве оснований для разделения педагогических специальностей можно выделить:
- различие предметных областей, характеризующих знания, науку, культуру, искусство (к примеру, математики, языков, физики, биологии и т.д.);
- различия в возрастном развитии личности детей (периоды возрастного развития – ранний, дошкольный, младший школьный и т.д.);
- различия в развитии личности под воздействием психофизических и социальных факторов (группы детей с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта и т.д.).
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Более подробно представим некоторые педагогические профессии, как традиционные, так и появившиеся в недавнем прошлом.
Кто такой преподаватель?
Преподаватель — это сотрудник вуза, занимающийся научной деятельностью и передающий полученные научные знания студентам. Уровень высшего учебного заведения подразумевает, что преподаватель — это как минимум эксперт, ведь от него зависит качество подготовки будущих специалистов.
Профориентация для школьников
Претендуют на эту работу люди с полным высшим образованием по специальности. Научная степень (магистр, кандидат, доктор) определяет специфику деятельности преподавателя: читать лекции могут кандидаты и доктора наук или старшие преподаватели (отсутствие степени компенсируется многолетним опытом). Практические занятия доверяют преподавателям без степени.
Учитель
Специалист, осуществляющий работу по обучению и воспитанию детей школьного возраста на разных возрастных ступенях – в младших классах учитель начальных классов в соответствии с программой обучения организует образовательно воспитательный процесс по целому ряду учебных предметов – математике, русскому языку, литературному чтению, ознакомлению с окружающим миром, технологии и др.
В группах детей среднего и старшего школьного возраста процесс обучения и воспитания организуют учителя-предметники – учителя математики, русского языка и литературы, физики, химии, биологии, информатики. Кроме разностороннего образования, работа учителей с детьми направлена на социализацию школьников, формирование общей культуры личности, осознанный выбор профессии. Учителя, проводя систематическую и целенаправленную работу с родителями школьников, способствуют взаимодействию школы и семьи.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Спектр педагогических профессий в современном мире 460 ₽ Реферат Спектр педагогических профессий в современном мире 240 ₽ Контрольная работа Спектр педагогических профессий в современном мире 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Какими качествами он должен обладать?
Для успешной работы в вузе будущему преподавателю необходимо хорошенько освоить методики научного исследования и преподавания дисциплины, постоянно совершенствовать и даже создавать авторские технологии преподавания. Хороший преподаватель умеет адаптировать результаты исследований под учебный материал, доступно и занимательно его преподносить аудитории.
Не все видные учёные обладают педагогическими способностями и даром красноречия. А без этого найти контакт с аудиторией не получится. Чтобы всегда «оставаться в форме», он должен заниматься активной научной деятельностью: участие в конференциях, публикация статей, издание научных трудов, мониторинг опубликованных работ в его области. Знание иностранных языков, безусловно, расширяет профессиональные горизонты преподавателя.
Воспитатель детского сада
Это специалисты, работа которых направлена на охрану жизни и здоровья детей раннего и дошкольного возраста, их обучение и воспитание в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Воспитатель детского сада сопровождает рост, развитие и обучение ребёнка вне семьи на протяжении нескольких лет, до школы работает над формированием игровых навыков, развивает психические процессы, коммуникативные навыки, навыки самообслуживания, учит детей считать, читать, писать, наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать, классифицировать, работает над развитием нравственного сознания, развивает речь детей, способствует познавательному, физическому, эстетическому развитию, решает и другие задачи, важные для последующего обучения ребёнка в начальной школе.
Обучение специалиста
Преподаватель университета должен обладать оконченным высшим образованием. Желательно, чтобы еще во время обучения, будущий преподаватель демонстрировал высокие способности в избранной специальности и вел активную исследовательскую деятельность. Следующим шагом к должности преподавателя университета станет поступление в аспирантуру, написание и защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента ученым советом университета.
Неполный перечень учебных заведений
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
- Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
- Московский физико-технический институт (государственный университет)
- Национальный исследовательский технологический университет МИСиС
- Национальный университет «Высшая школа экономики»
- Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
- Санкт-Петербургский государственный университет
Педагог-психолог
Этот специалист работает с детьми разных возрастных групп – в детском саду – с детьми дошкольного возраста, где решает задачи организации диагностики детей, разработки и реализации в соответствии с результатами диагностического обследования коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков, развитие психических процессов, коррекцию личностных свойств и качеств (агрессивности, застенчивости, гиперактивности и т.д.).
Работа педагога-психолога в школе осуществляется с детьми младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. В соответствии с возрастом также проводится диагностическая работа с последующей коррекцией психических процессов и развитием отдельных свойств и качеств личности.
Что входит в обязанности преподавателя?
Работа со студентами включает в себя как аудиторные занятия, так и консультирование по написанию курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций — роль научного руководителя. Многие преподаватели являются ещё и куратором студенческой группы, то есть наставником коллектива.
Выполнение непосредственных профессиональных обязанностей отнимает много сил и времени. Наличие профессиональных качеств, конечно же, важно. Общая эрудиция, хорошая память и внимание, логическое и творческое мышление, аналитический склад ума, ответственность, усидчивость помогут преуспеть в науке. Знание психологии, коммуникабельность, стрессоустойчивость, толерантность (если дело касается работы с иностранными студентами) помогут найти общий язык с аудиторией. Хоть преподавание и считается исключительно умственным трудом, физическое здоровье тоже должно быть крепким, чтобы мозг справлялся с большими нагрузками.
Сколько получают
Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.
Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.
Среди бесспорных плюсов работы преподавателя вуза – летний оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Обзор современных смежных профессий: сходства и отличия
Все смежные профессии объединены отраслью и характером. Поэтому мы решили привести несколько примеров смежных специальностей с кратким описанием основных обязанностей по каждой из них.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
дипломные магистерские диссертации
Экономика и управление
- Аудитор – контролирует правильность учета и отражения всех ценностей в документах с учетом действующих форм, бланков, ГОСТов и прочих правил;
- Экономист – занимается планированием и перераспределением, учетом ресурсов организации, формирует основную экономическую документацию;
- Бухгалтер – занимается учетом материальных и иных ценностей, формирование финансовой отчетности в соответствующие структуры и ведомства, материально ответственен.
Как мы видим, основная обязанность каждого указанного специалиста разная, но их объединяют следующие четы: обязательно наличие экономического образования, владение специальными программами учета (преимущественно 1С:Предприятие, 1С:Бухгалтерия), проведение экономического анализа объекта, делопроизводство. При желании они могут замещать друг друга, уточнив нюансы работы и новой должности, попрактиковавшись.
Сходства и возможности смежных профессий
Юриспруденция
Обучение на ЮрФаке позволяет получить как общую, так и узкоспециализированную подготовку:
- Юрист общего профиля (консультант) – консультирование посетителей по общим вопросам, подготовка документов (иски, заявление и пр.);
- Юрист по административным делам – консультация по вопросам, связанным с нарушением или действием КоАП;
- Юрист по гражданскому делопроизводству – консультации, решение спорных вопросов, оформление документов, оспаривание сделок и пр.;
- Арбитражный управляющий – поиск способов по ликвидации долгов, оценка имущества, проведение мероприятий по финансовому оздоровлению или реализации имущества должника, подготовка мирового соглашения и пр.;
- Специалист по недвижимости – помощь в проведении сделок с недвижимостью, оформление договоров купли-продажи, задатка, консультирование, показ недвижимости и пр.;
- Государственный служащий;
- Нотариус – подготовка исков, заявлений, заверение документов, консультационные услуги, помощь при вступлении в наследство, оформление завещаний и дарственных и пр.
Все эти эксперты могут оказывать консультационные услуги в общем ракурсе, а также непосредственно в рамках конкретной правовой отрасли. При освоении узкопрофилированного направления юрист сможет более точно и верно выбрать тактик для своего поверенного, подготовить полный пакет документов и пр.
Образование
Педагогическое образование позволяет квалифицированным специалистам без особого т руда как совмещать, так и осваивать смежные профили самостоятельно, полагаюсь на собственный опыт, методику, знания. В частности, преподаватели могут трудиться в следующих ракурсах:
- В государственных учреждениях: школах, колледжах, вузах и пр. Основная должность – учитель, преподаватель;
- Частная деятельность и практика: развитие частной школы, репетиторство;
- Работа в качестве социального педагога с ведением соответствующей документации, работа с трудными детьми, малообеспеченными или неблагополучными семьями, взаимодействие с участковым, отделом ПДН и пр.;
- Воспитатель – развитие детей определенного возраста.
Во всех случаях, преподаватель занимается развитием подопечных согласно своей профессии, возможностей и ракурса (предметной области).
Освоение смежной профессии способствует повышению уровня компетентности и профессиональной пригодности, расширяя спектр применения дипломированного специалиста или практика.
Более того работодатели только приветствуют саморазвитие и самообразование подчиненных, оптимизируя штат и затраты.
Способы освоения смежных профессий
Чтобы стать «универсальным солдатом» или «широкоформатным» сотрудником, не обязательно поступать в колледжи и вузы, осваивать очередную образовательную ступень или получать второе/последующее образование. Конечно, наличие диплома государственного образца сделает Вас более презентабельным в глазах работодателей.
На практике освоение смежных профессий чаще всего происходит следующим образом:
- «Без отрыва от производства», то есть непосредственно на рабочем месте. Данная возможность присутствует как у новичком, так и у работников, трудящиеся много лет. Как правило, овладение смежной профессией происходит вынужденно: замена работника на период отпуска или больничного и пр. В этом случае обучение затрагивает лишь основные рабочие моменты: учет, программы, документация и пр. Притом в качестве наставника выступает основной работник или руководство.
Варианты освоения смежной профессии
- С помощью курсов по повышению квалификации или переподготовки кадров. Здесь обучение просто неизбежно: как минимум несколько лекций и практикумов посетить и выполнить придется. Для получения соответствующего удостоверения или документа необходимо сдать экзамен. Продолжительность обучения зависит от состава программы, учреждения-организатора, формата и пр.
- Онлайн-платформы, онлайн-школы и курсы. Данный вариант пригоден для «офисников», гуманитариев. Он позволяет изучать новые горизонты в комфортных и удобных условиях, без отрыва от производства и пр.
Чтобы освоение смежной профессии не прошло даром, лучше всего попробовать совмещать теоретическую подготовку в рамках курса, программы при колледже или вузе с практикой – на рабочем месте. Тогда успех будет гарантирован, знания — применимы в реальности, навыки – более отточены, а сам слушатель проникнется новшествами и поймет их суть, возможности использования.
Отношение руководства к смежникам
Даже если специалист не планирует увольняться в ближайшее время, руководство всегда лучше относится к сотрудникам, которые не пренебрегают развитием новых навыков. К счастью, есть много смежных профессий и специальностей. Даже принимая решение о сокращении, начальник всегда отдаст предпочтение тому специалисту, который не боится выйти за рамки своих функциональных обязанностей. Такой подход позволяет максимально быстро ликвидировать «нехватку», если кто-то из ваших сотрудников увольняется или отсутствует по болезни, и вы не беспокоитесь о том, что производственный процесс будет прерван или остановлен.
Если специалист решил кардинально изменить профиль своей деятельности, то перед выбором второй профессии необходимо изучить рынок труда, дальнейшие перспективы
Особенности профессии
- Деятельность педагога находится в тесной взаимосвязи с работой воспитанника.
- Учитель готовит и формирует будущее общество страны, поэтому он должен прививать детям принципы и идеалы, надиктованные социумом, приближая их к общественно значимым.
Профессиональные навыки и умения
Подавая [link]резюме на вакансию преподавателя в разделе « навыки и умения» стоит указать следующее:
- знания общих или специальных предметов, на которых специализируется соискатель;
- знание основ детской психологии и опыт ее применения;
- умение пользоваться ПК и другой офисной техникой;
- навыки охраны здоровья детей в учебном заведении;
- участие в организации культурно-массовых детских мероприятий, таких как постановка танцевальных номеров, ведение экскурсий, туристических походов и прочее;
- опыт проведения факультативных занятий и знание методики образования;
- работа с документацией и познания в области делопроизводства (составление отчетности, ведение журналов).
Личные качества учителя
Профессия подходит людям, которые:
- любят детей;
- наблюдательны: умеют разглядеть в ребенке потенциал и развить скрытые способности;
- ответственны и терпеливы;
- могут заинтересовать школьников;
- обладают ораторскими и организаторскими способностями;
- коммуникабельны и справедливы;
- способны фокусировать внимание одновременно на нескольких вещах;
- психически и эмоционально уравновешенны;
- наделены выдержкой, самоконтролем и самообладанием;
- умеют справиться с конфликтной ситуацией; терпение;
- уважают других;
- стремятся к саморазвитию и самопознанию;
- являются оригинальными, находчивыми и разносторонними личностями;
- проявляют энтузиазм и целеустремленность;
- тактичны и артистичны;
- требовательны не только к другим, но в первую очередь к себе.
Педагогами становятся люди с широким кругозором, они внимательны и обладают хорошей памятью.
Как получить необходимое образование
Специальности, связанные с детьми, можно освоить в вузах или средне-специальных учебных заведениях. Второй вариант подойдет даже выпускникам 9 класса, которые смогут получить полное среднее образование в техникуме.
Педагогические институты и колледжи готовят учителей-предметников, школьных психологов, воспитателей, дефектологов и логопедов. Специальность «педиатр» получают в медицинском институте или университете. Тренерами становятся выпускники спортивных факультетов педуниверситетов или институтов физической культуры.
История профессии
Если углубится в историю, то все начиналось с простых вещей, когда старшее поколение делилось своими знаниями с молодыми людьми. Таким образом, происходило развитие первобытного общества.
- Первые школы стали появляться в Древней Греции. В этом регионе родилось большое число талантливых людей. Древнегреческие философы и по сегодняшний день известны всему миру.
- В Средние века правители и монахи должны были получить образование в обязательном порядке. Стали появляться первые университеты.
- Массового характера образование достигло лишь в период Нового времени. Все знатные особы проходили обучение. Девушки учились в закрытых пансионах, где их обучали музыке, иностранным языкам, правилам хорошего тона. Для молодых людей стало престижным получение военных специальностей. Приобретает популярность обучение на дому.
- Со временем занятия стали проходить в общественных и воскресных школах. Образование стало доступно даже для простолюдинов. В советские времена в учебу погрузилось все население. Не было такой деревни, где бы отсутствовала школа. Вот с этого времени профессия педагога стала довольно-таки распространенной и востребованной.
Профессиональный праздник
Для работников сферы образования знаменательным днем стал День учителя. До 1994 года его праздновали в первое воскресенье октября, а сегодня торжество отмечают 5 октября