Кем можно работать, получив специальность Эксплуатация железных дорог

Автор: ПрофГид

Обновлено 9 апреля 2020

Инженер по эксплуатации железных дорог

Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути, земляного полотна, стрелочных переводов, искусственных сооружений и в случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Место работы
  • Важные качества
  • Обучение на Инженера по эксплуатации железных дорог
      Вузы
  • Ступеньки карьеры и перспективы
  • Оплата труда
  • Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог на март 2022
  • Интересные книги о возникновении и развитии железнодорожного транспорта в России
  • История развития железнодорожного пути
  • Примеры компаний с вакансиями инженера по эксплуатации железных дорог
  • В своей работе данный специалист руководствуется «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» — важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность РЖД.

    Особенности профессии

    В обязанности инженера по эксплуатации железных дорог входит:

    • натурный осмотр железнодорожного пути, стрелочных переводов и земляного полотна в установленные срок;
    • проведение проверки железнодорожного пути и стрелочных переводов по утвержденному графику с помощью ручных средств путеизмерения;
    • принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов;
    • выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения железнодорожного пути, земляном полотне;
    • проверка и маркировка шпал, требующих замены, измерение износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов;
    • ведение установленной отчетности по выявленным неисправностям;
    • контроль за устранением неисправностей и качеством выполненных работ;
    • разработка финансовых планов и календарных графиков по эксплуатации и содержанию железнодорожных подкрановых и подъездных путей и весоизмерительного оборудования;
    • разрешение спорных вопросов с представителями сторонних организаций по вопросам экплуатации и содержания железнодорожного пути.

    Важные качества

    • ответственность
    • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
    • умение работать в команде
    • быстрая и точная реакция
    • развитое перспективное мышление
    • аналитические способности
    • пространственное воображение
    • хорошая физическая и психологическая форма
    • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
    • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
    • умение анализировать и систематизировать информацию
    • умение находить нестандартные решения в цейтноте
    • умение четко выполнять полученные инструкции
    • постоянное стремление к повышению квалификации
    • освоение технологических изменений и технических новшеств

    Работа сервисного инженера — что именно надо делать


    Работа сервисным инженером
    На самом деле, у сервисного инженера работы много, и она разнообразна. Опишу по пунктам, чем конкретно вам придется заниматься, если вы выберете эту профессию.

    • Требуется заносить данные о ремонте тепловозов в программу 1С. Это делается ежедневно и занимает в среднем 30 минут. Тут понадобится знание программы 1С. Специального обучения не требуется — достаточно прочитать инструкцию.
    • Составлять планы ремонтов тепловозов. Это делается ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Занимает уйму времени. Очень важный и ответственный процесс. Нужно хорошо знать свой парк тепловозов по номерам и межремонтные пробеги.
    • Участвовать в расследовании неисправностей тепловозов. Нужно составлять акты осмотра, фотографировать неисправные узлы, составлять протоколы оперативных совещаний. Особенно неприятны моменты, когда приходится составлять приказы, касающиеся лишения премии и дисциплинарных взысканий в отношении виновных работников. Тут пригодятся знания Трудового кодекса. Народ сейчас грамотный, и чуть что обращается в В чем заключается работа следователя полиции и сколько платят за расследование преступленийпрокуратуру, но пока дела с прокуратурой мне иметь не приходилось.
    • Разрабатывать технологические карты процессов ремонта тепловозов. Раньше технологические карты составлялись в программе Word, теперь создана специальная программа, в которой можно их создавать, только времени уходит больше. В ней указываются технологические операции, приспособления и инструмент, используемые при работе, размеры и допуски, норма времени.
    • Участвовать в проверках соблюдения технологии. Это нужно ходить с комиссией и писать различные замечания, потом печатать акты и раздавать их – для устранения замечаний.
    • Составлять различные справки и отчёты, которых множество (занимают 50% рабочего времени). В данном вопросе нужно проявлять смекалку, так как собрать информацию для всех отчётов физически невозможно. Главное — проверять внимательно, что именно направляешь — особенно руководителям.
    • Нужно уметь строить графики и диаграммы в программе Excel. В основном я строю графики, гистограммы, круговые диаграммы для наглядности отчётов.
    • Составлять презентации (правда, это бывает нечасто). Презентации выполняются в программе PowerPoint в среднем на 10-20 слайдов.
    • Требуется проводить фотосъёмку и передавать фотографии по электронной почте.
    • Выполнять работы по улучшению качества фотографий в специальных программах.
    • Иногда приходится ездить в служебные командировки.
    • Повышать свой уровень на курсах повышения квалификации. В этом есть свои плюсы, т.к. можно побывать в местах, куда при других обстоятельствах никак не попадешь. Недавно посетил город Ярославль — впечатления от поездки только положительные.
    • Умение хорошо чертить приветствуется. В процессе работы чертил различные чертежи и большие таблицы.
    • Нужно много общаться с работниками депо по мобильному телефону. Служебной сим-карты в настоящий момент нет и приходится использовать безлимитный тариф.
    • Нужно уметь пользоваться интернетом для поиска нужной информации и скачивания технической литературы.
    • Составлять заявки на запасные части для ремонта тепловозов. Процесс трудоёмкий, так как нужно знать не только название и обозначение детали или узла, но и где применяется, и сколько нужно заказать, чтобы хватило.
    • Вести рекламационную работу в случае выхода из строя новых изделий (или изделия после выполненного ремонта). Вести работу надо как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Например, если случается неисправность гарантийного оборудования, то нужно известить об этом ремонтный завод, дождаться ответа и при наличии разрешения от завода проводить своё расследование неисправности с составлением акта-рекламации. Но такие случаи бывают достаточно редко. Плюс к этому нужно заносить данные в специальную программу по рекламационной работе.
    • Заниматься разбором внеплановых ремонтов на бумажных носителях и в электронном виде.
    • Вести журнал учёта внеплановых видов ремонта. Данный журнал ведётся как в бумажном, так и электронном виде. Я участвую в составлении актов комиссионного осмотра локомотивов и выбраковке деталей и узлов.
    • Принимать активное участие в весеннем и осеннем комиссионных осмотрах локомотивов. Для этого нужно хорошо знать конструкцию локомотива и проверять качество проведенного исполнителями ремонта.
    • Проводить технические занятия с ремонтным персоналом согласно утверждённому графику.
    • Участвовать в подготовке документации при отправке тепловозов в заводской ремонт. Для этого делаю опись узлов и агрегатов, фотографирую и готовлю документы в товарную контору.
    • Вести электронную книгу учёта замечаний машинистов. Т.е., когда машинист делает запись о нарушениях в работе локомотивов в специальный журнал, нужно оперативно отреагировать на устранение замечания и дать своевременный ответ.
    • Иногда начальник приносит какие-нибудь тексты для печатания. Приходится делать и эту работу.

    Обучение на Инженера по эксплуатации железных дорог

    Вузы

    • Высшая инженерная школа РУТ (МИИТ) Магистральный транспорт
      6 лет

      126 900 ₽/год

      23 бюджетных мест

    • Институт дистанционного образования Эксплуатация железных дорог

      3 года

      48 600 ₽/год

      нет бюджетных мест

    • Институт горного дела и транспорта МГТУим. Г.И. Носова Промышленный транспорт

      5 лет

      10 бюджетных мест

    • Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Системы обеспечения движения поездов

      5 лет

      нет бюджетных мест

    Техническая эксплуатация подвижного состава

    Не многие знают, что техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – это отдельная специальность. В отличие от предыдущей, она преподается и в средних специальных учебных заведениях.
    Профессии, которые можно получить после обучения, связаны непосредственно с оборудованием, движущимся по рельсам. Эта специальность обобщенная, предыдущая – узкая.

    Кем работать после обучения по этой специальности? Поскольку она более широкая, выбор профессий тоже больше.

    Система железнодорожного транспорта имеет структурные подразделения. Выбор следует делать исходя из того, в каком подразделении хочется работать. Например, в метрополитене есть разделения на цеха: электродепо, ремонт, эксплуатация. Каждый цех включает в себя несколько профессий.

    Это интересно! Выбор профессии: что нужно знать, чтобы стать стюардессой

    Один из самых престижных вузов в данной отрасли – МГУПС (МИИТ). Образовательное учреждение готовит специалистов для работы в сфере железнодорожного транспорта. В программе учреждения есть 64 направления и специальности высшего образования и 32 направления и специальности среднего специального образования.

    Учебное заведение включает в себя:

    • филиалы — 24, находятся они в 22 регионах страны;
    • институты – 9;
    • академии – 4;
    • факультеты – 4;
    • колледжи – 3.

    Университет готовит кадры для 134 профессий. Обучение проводится по формам обучения: очная, очно-заочная, заочная. По программе бакалавриата вуз предоставляет около 2500 бюджетных и около 4500 платных мест. Стоимость обучения в год – от 53000 тысяч рублей.

    Ступеньки карьеры и перспективы

    Степень сложности работы и ответственности инженера по эксплуатации железных дорог зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, главный инженер, начальник станции, начальник вокзала. Многие министры путей сообщения начинали свой профессиональный путь с должности стрелочника.

    Кем работать

    Выпускники получают знания не только в области железнодорожных дисциплин, но и в сфере маркетинга, менеджмента и информационных технологий. Это открывает доступ к еще большему кругу профессий.
    Кем можно работать после учебы по данной специальности:

    • руководитель техобслуживания ЖД транспорта;
    • дорожный инспектор ЖД транспорта;
    • инженер по безопасности путей;
    • логист;
    • инженер по осуществлению перевозок и управлению на транспорте;
    • логистик;
    • руководитель по логистике;
    • оператор автоматизированных транспортных линий;
    • диспетчер поездов/специалист по диспетчерскому регулированию ЖД перевозок;
    • специалист по обслуживанию на транспорте;
    • техник интермодальных транспортных решений;
    • транспортный планировщик.

    После прохождения необходимых ступеней образования можно преподавать.

    Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог на март 2022

    Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
    Россия 30000—124000₽

    Москва 60000—160000₽

    Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог, мостов и тоннелей складывается из основной зарплаты с районными надбавками в зависимости от места работы и премиями по итогам месяца, квартала и года по результатам и качеству работ.

    Зарплата инженера путей сообщения во многом зависит от места работы, его навыков и способностей. Работающие в государственных учреждениях инженеры путей сообщения обычно получают фиксированную месячную зарплату.

    История развития железнодорожного пути

    Первые колейные дороги появились на открытых месторождениях разработки камня, в рудниках и шахтах. Они были выполнены из деревянных брусьев, быстро изнашивались и повозки сходили с пути, что очень осложняло работу. Для уменьшения износа их стали скреплять чугунными или железными полосами.

    Первый чугунные рельсы появились в XVIII веке на Александровском заводе в Петрозаводске.

    Первая железная дорога со всеми ее основными элементами — насыпями, выемкой, виадуком, мостом — была построена на Алтае горным инженером П.К.Фроловым на Змеиногорском руднике Колывановского камнерезного завода. Первые рельсы изготавливались из чугуна. С течением времени стало ясно, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Поэтому в настоящее время во всех странах используют только стальные рельсы с включениями кремния, марганца и других добавок, усиливающих их прочность.

    В 1837 г. была построена железная дорога Петербург – Царское Село (г. Пушкин) длиной 27 км. На дороге было сооружено 42 деревянных небольших моста пролетами по 2 – 3 м. Мост через Обводный канал был длиной 25,6 м.

    Большим шагом вперед в совершенствовании железнодорожных путей стало строительство в 1842–1851 гг. линии Петербург – Москва протяженностью 651 км.

    В 1913 г. протяженность сети железных дорог составляла 71,7 тыс. км. Основная часть сети (83%) находилась в европейской части страны. До Великой Отечественной войны была построена на юго-востоке страны Туркестано-Сибирская магистраль (1452 км).

    В послевоенные годы наряду со строительством новых железнодорожных линий проводились большие работы по усилению пути. Начали прокатываться на отечественных заводах и укладываться в путь рельсы тяжелых типов (Р65), внедрялись железобетонные шпалы, бесстыковой путь.

    Протяженность железных дорог СССР составляла около 12% протяженности железнодорожных линий мира. Они выполняли более половины грузооборота всех железных дорог, а внутри страны перевозили более 70% грузов.

    Грузонапряженность железных дорог СССР не имела аналогов в мире: в 5 раз превышала грузонапряженность дорог США, около 6 раз – ФРГ и Франции, в 15 раз – Англии.

    В конце 80-х годов в СССР эксплуатационная длина сети железных дорог составляла около 145 тыс. км. В сеть железных дорог входило 32 дороги, 185 отделений железных дорог, свыше 11000 железнодорожных станций.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]