Образец резюме на работу библиотекаря: как заполнить основные разделы


Общие рекомендации

Цель правильно заполненной анкеты библиотечного работника – подробно рассказать о полученном опыте

: книгохранении и книговыдаче, организации массовых мероприятий, досуговой деятельности, методической работе.
Имеет смысл назвать профиль заведения, в котором пришлось поработать.
Семейная, детская, юношеская, школьная, университетская, заводская библиотека будут различаться по составу фонда, формам взаимодействия с читателем, направлениям работы. В городских и сельских организациях специфика обслуживания читателей, методы работы с каталогом также будут разными.

Какие еще нюансы нужно учесть:

  1. Перечислите полученные на каждом месте работы уникальные навыки, назовите количественные и качественные показатели там, где это уместно. Продемонстрируйте публикации в профессиональных изданиях, победы в конкурсах.
  2. Образ соискателя дополнит профессиональное фото. Избегайте фотографий в полный рост. Спокойное лицо, доброжелательная улыбка, внимательный взгляд, общее впечатление интеллигентности выгодно завершат образ библиотекаря.
  3. Сведения анкеты разместите так, чтобы при распечатке они занимали один бумажный лист. Это упростит визуальное восприятие текста. На нашем сайте вы можете посмотреть в резюме библиотекаря примеры готовые для печати. Они позволят чётко представить структуру документа.

Использование профстандартов

Грамотное внедрение профстандартов происходит обычно по следующему алгоритму:

  • Изучение функционирования организации с использованием её учетной документации.
  • Рассмотрение обязанностей, выполняемых сотрудниками: их соответствия профилю, возможной избыточности и пр.
  • Нахождение подходящих по профилю профстандартов и анализ имеющихся кадровых документов на соответствие их положениям.
  • Преобразование на их основе имеющейся кадровой документации (штатного расписания, инструкций и пр.).
  • Проведение необходимых организационных мероприятий: изменений профилей действующих сотрудников, перераспределение обязанностей и т.д.

После окончания данных процессов работодатель:

  • Устанавливает корректные критерии по квалификации для приема новых сотрудников.
  • Проводит переаттестацию имеющихся специалистов.
  • Требует от своих работников получения новых знаний путем прохождения профильного обучения.
  • В случае необходимости предлагает сотрудникам переход на менее ответственные позиции в соответствии со статьей 72.1 ТК РФ.

Внимание! Если планируется большой объем мероприятий, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их проведение. В нем можно описать ответственных, план-график этапов и иные моменты.

Опыт работы в резюме библиотекаря

Перечисляя предыдущие места работы, сосредоточьтесь на 2-3-х пунктах послужного списка

. Укажите должностные обязанности, личные достижения, проекты, определившие стратегию развития библиотеки. Не стоит повторно перечислять одни и те же умения и успехи, если они были продемонстрированы в разных учреждениях.

Сосредоточьтесь на главном.

Сколько массовых мероприятий в год вы проводили? Какие специальные проекты разработали и реализовали? Как оптимизировали библиотечный труд с помощью информационных технологий? Перечень пунктов раздела сопоставим с вопросами для аттестации

, которую проходят работники библиотек каждые 3 года.

Пример из резюме на должность библиотекаря (образец):

  • Период:
    Сентябрь 2009 — настоящее время
  • Организация:

    Российская национальная библиотека.

  • Должность:

    Зав. отделом краеведения.

  • Обязанности:

    — Книговыдача, работа с фондом (ремонт, списание) — Съёмка и обработка фото и видео материалов — Организация культурно-массовых мероприятий — Подготовка электронных продуктов — Составление библиографических указателей — Создание интерактивных материалов (квизы, игры) — Допечатная подготовка краеведческих изданий Достижения за последние 2 года

    : — Оптимизировала работу отдела с помощью электронного ресурса «Литературная карта дореволюционного Петербурга»; — Привлекла зарубежных коллег и расширила партнёрскую базу библиотеки; — Дала старт ежегодной научно-практической конференции «Литературное краеведение на современном этапе».

  • Период:
    Июнь 1987 — август 2009 года
  • Организация:

    Юношеская библиотека № 3 имени Н. Островского.

  • Должность:

    Главный библиотекарь.

  • Обязанности:

    — Статистический учёт — Проведение массовых мероприятий — Профориентационная работа

Дополнить информацию раздела «Опыт работы» поможет рассказ о личных достижениях. Подчеркните личный вклад в работу учреждения, перечислите профессиональные награды.

Работа современных библиотекарей наполовину освещается в сети Интернет

буктрейлерами, видеолекциями, трансляциями проведённых библиоуроков, другими электронными продуктами. Позаботьтесь о предоставлении актуальных работающих ссылок.

Можно оставить телефоны коллег из кадровой службы с предыдущего места работы. Заручитесь поддержкой бывших заведующих: рекомендательными письмами, отзывами, характеристиками.

Что делать, если нет опыта работы

Выпускник высшего учебного заведения, получивший специальность «Библиотечное дело», не должен стесняться того, что не имеет профессионального опыта. Расскажите об опыте, полученном во время практики

, пройденной за годы учёбы в университете. Перечислите конкурсы, стажировки и конференции, в которых поучаствовали в студенческую пору.

Приготовьте портфолио с дипломами и сертификатами

, подтверждающими достижения. Поделитесь уникальными идеями, обязательно упомянув о том, какие проекты хотели бы вести на новом месте работы.

В сопроводительном письме проявляйте заинтересованность, инициативу – это лучшее, что можно предложить будущему начальнику.

# Сопроводительное письмо для библиотекаря

При написании сопроводительного письма не забудьте отразить информацию не вошедшую в анкету – запомнитесь менеджеру по персоналу и произведите приятное впечатление. Обращайте внимание на соответствие своей кандидатуры к желаемой должности

Здравствуйте (напишите имя работодателя если известно

)! Меня зовут (
впишите свое Имя и Фамилию
).

_________

Ознакомившись с требованиями к главному библиотекарю – я поняла, что идеально подхожу на эту должность, поскольку имею опыт работы и обладаю необходимыми качествами. Он включает в себя пять лет стажа в читальном зале и двухлетний опыт на должности академического библиотекаря.

Я смогу внедрить современные технологии в устройство библиотеки, поскольку имею опыт разработки упорядоченного веб-сайта библиотеки города.

Не хочу упустить возможность поработать в вашем заведении. С нетерпением жду возможности встретиться и детально обсудить дальнейшее сотрудничество с вами.

_________

Пожалуйста, свяжитесь со мной по контактам:

Имя Фамилия Телефон Email Ссылка на профиль в соц.сетях (по желанию)

Влияет ли сопроводительное письмо на трудоустройство?

ВлияетНет

Образование в резюме библиотекаря

Работников библиотек готовят университеты, чья деятельность связана со сферой культуры. Гуманитарные вузы предлагают подготовку по направлениям «Библиотечное дело», «Библиотековедение». По специальности можно окончить магистратуру и аспирантуру. Это даст возможность заниматься методической, проектной работой, претендовать на руководящие должности.

В резюме нужно указать наименование учреждения и полученную специальность.

Иногда библиотекарю необходима полная или частичная переподготовка

. Например, можно пройти курсы правовой или цифровой грамотности, а также получить навык продвижения информационных продуктов в Интернете.

Перечислите курсы и стажировки, которые пройдены. Это увеличит вашу ценность на фоне конкурентов.

Пример заполнения графы «Образование» в шаблоне:

ОБРАЗОВАНИЕ:

  • Учебное заведение:
    Ленинградский государственный институт культуры, г. Ленинград
  • Факультет:

    Библиотечное дело

  • Специальность:

    Библиотекарь

  • Год окончания:

    1986

Шаблон заполнения пункта «Курсы» в резюме:

КУРСЫ:

  • Год окончания:
    2008
  • Название курса:

    Практика краеведческой деятельности современной публичной библиотеки

  • Проводившая организация:

    Российская национальная библиотека

Навыки в резюме библиотекаря

Лаконично сформулированные профессиональные навыки упрощают работодателю поиск исполнителей для конкретного проекта. Графы резюме позволяют оформить перечень подробным списком

. Пригодится опыт библиографических описаний, составления рекомендательных списков, оформление выставок, умение ориентироваться в фонде, кружковая деятельность, знание основ книжной реставрации, умение создавать сценарии и другие методические разработки.

Начните с общепрофессиональных умений, затем подчеркните исключительные навыки. Укажите уровень владения каждым из них. Продемонстрируйте уникальность умений

.

Помните

Не стоит описывать в данной графе личные качества, называть увлечения. Конечно, сотрудница, которая любит рукоделие, может вести по вечерам кружок для читательниц-мастериц. Но первостепенными являются другие компетенции: артистизм, умение искать и оперативно обрабатывать информацию, владение ПК на уровне продвинутого пользователя, навыки фотосъёмки, видеомонтажа, любовь к музыке и рисованию.

Пример заполнения графы «Навыки» в шаблоне резюме:
Профессиональные навыки библиотекаря:

MS WordMS PowerPoint
MS OfficeAdobe Photoshop
Офисная техникаGenially и Canva
Работа с детьмиРабота в команде
Деловая перепискаКопирайтинг
Скоростная печатьНавыки презентации
Грамотная речь

Владение иностранными языками поможет реализовать проекты в рамках международного сотрудничества, увеличит масштаб деятельности учреждения.

Форум «Библиотекарь будущего» состоялся в Москве в рамках празднования Общероссийского дня библиотек. Его организаторы: Российская государственная библиотека (РГБ), Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского, проект «Атлас новых профессий» и НИУ «Высшая школа экономики» — пригласили специалистов библиотечной отрасли, а также заинтересованных пользователей к открытому разговору о будущем библиотек и новом профессионализме библиотекаря.

Форум стал продолжением форсайт-сессии, которая прошла в Иркутске в феврале этого года.

С приветственным словом к участникам обратилась Лидия ФЕДЯКИНА, заместитель директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ.

— Ещё недавно многие в стране сомневались в том, что библиотеки существуют. Сегодня мы живём в такие времена, когда даже Президент РФ в своём Послании Федеральному собранию говорит о выделении дополнительных средств на библиотеки. Значит, мы действительно востребованы, а в большей степени нужны библиотеки нового поколения. И это не просто пространства и фонды, но в первую очередь люди. Библиотека будущего — то место, где могут реализовываться самые смелые идеи и инициативы. Нам необходимо определить, какими навыками и компетенциями они должны обладать, как достичь баланса между традициями и современными реалиями, — подчеркнула Л. Федякина.

Генеральный директор РГБ Вадим ДУДА напомнил участникам встречи о важности фондов и необходимости двигаться вперёд.

— Нам нужно не бежать за уходящим поездом, а управлять им. Будущим следует заниматься уже сейчас. Фонд «Ленинки» составляет около 40 млн документов. После присоединения Российской книжной палаты мы станем крупнейшим книгохранилищем Европы с объёмом более 200 млн единиц хранения. Можно представить, что в цифровой среде также появится полноценная национальная электронная библиотека. Если весь фонд так или иначе окажется доступен в личных кабинетах пользователей, это очень серьёзный вызов для библиотек. Поэтому мы должны целенаправленно поддерживать офлайн-модель нашей работы, комплектование печатных фондов, идею библиотекаря как проводника в мире информации.

КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ

Директор Департамента модельных библиотек РГБ Анастасия ДЯТЛОВСКАЯ в своём выступлении сделала акцент на важность и востребованность дополнительного профессионального образования (ДПО), ведь именно программы ДПО способны заполнить возникающие лакуны и разрывы между традиционным образованием и реальной практикой сотрудников библиотек. Для этого в РГБ был создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Программы Центра способствуют развитию креативного мышления, компетенций в области проектного управления, создания и продвижения библиотечных услуг и продуктов, дизайна и организации пространства библиотеки. В этом году слушателями программ Центра станут 4 тыс. человек. А. Дятловская также отметила важность проведения исследований библиотечной сферы, ведь они позволяют библиотекарям понять, насколько правильно они оценивают свою миссию.

— Сейчас мы находимся в совершенно уникальной ситуации, когда любые перемены возможны. И всё зависит только от нас. Не от кого-то, а именно от тех людей, которые работают в библиотеке. Как мы распорядимся средствами, которые нам доверяет государство, вниманием наших читателей, которые к нам приходят? Библиотеки стали интереснее, но что дальше? Сможем ли мы удержать фокус внимания публики?

Заведующий лабораторией непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Илья КОРШУНОВ и научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Наталья ШИРКОВА представили результаты анализа российских и зарубежных рекрутинговых баз данных. Они сопоставили требования, которые содержатся в вакансиях для библиотекарей.

Исследование показало, что по мере повышения уровня развития отрасли существенно расширяется состав навыков, необходимых библиотекарю. Например, в США библиотекарь — это уже почти ИT-специалист. В группе цифровых навыков компетентностного профиля американского библиотекаря знание 3D-печати, статистики, тестирование приложений, BigData, вёрстка, цифровое кураторство, SMM, цифровая и информационная грамотность. В России список требований значительно скромнее: знание MS Word, MS Excel, Adobe Photoshop, иногда — языков программирования, продвижение библиотеки в социальных сетях, информационная грамотность, и даже эти компетенции занимают в запросах незначительную долю. Работодатели практически не запрашивают навыки в сфере научно-аналитической (исследования, разработка программ развития), методической деятельности (мониторинг и диагностика библиотечной сферы). Наблюдается повышенный спрос на компетенции, связанные с работой с клиентами, проведением мероприятий.

В США работодатели акцентируют внимание на наукоёмких и высокотехнологических навыках, затрагивающих основные направления деятельности современного специалиста: создании библиотек и библиотечных систем на национальном уровне, участии в консорциумах, разработке глобальных перспектив.

Интересно, что в России общее число выделенных навыков составляет около 11 тыс., а в США превышает 14 тыс. Распределение компетенций по группам представлено в табл. 1.

Исследователи подчеркнули важность развития так называемых мягких навыков: чтобы производить конкурентоспособный продукт для постоянно меняющегося инновационного рынка, необходимо работать с индивидуальными запросами потребителя. По итогам зимней форсайт-сессии в Иркутске надпрофессиональные навыки занимают в компетентностном профиле библиотекаря будущего 63,3%, профессиональные — 21,5%, цифровые — 15,2%. Они также о навыки, которыми должен обладать библиотекарь будущего: информационная грамотность, знание истории, культуры и литературы, умение работать в команде, управление проектами и организация мероприятий (табл. 2).

В этом году Центр непрерывного образования РГБ совместно с НИУ ВШЭ проведёт исследование навыков кадрового состава сотрудников российской библиотечной сферы. По итогам исследования на базе РГБ будет создана система постоянно действующего мониторинга базовых навыков и профессиональных дефицитов кадрового состава сотрудников библиотек страны.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

По сообщению старшего преподавателя Департамента медиа НИУ ВШЭ Юлии ЧЕРНЕНКО, образование в сфере культуры и искусства в 2022 г. выбрали 9% абитуриентов. Для сравнения: естественные науки — 16%, экономику и менеджмент — 16%, технические науки, технологии и инженерное дело — 15%. В 2019-м на всё укрупнённое направление приходилось 2,5% выпускников бакалавриата и магистратуры и 1,8% выпускников аспирантуры.

Как показывает анализ рис. 2, число обучающихся на бакалаврских программах библиотечно-информационной деятельности (БИД) с 2014 г. Неуклонно сокращалось, и даже сильнее, чем в целом по программам высшего образования, т.е. провалы не могут быть однозначно объяснены демографическими факторами. Тем не менее в последние два года число желающих поступить учиться на библиотекаря несколько увеличилось (рис. 3).

В магистратуре традиционно превалирует заочная форма обучения, а неравномерность приёма обусловлена, скорее всего, запросами от отрасли: число обучающихся за свой счёт крайне невелико.

В компетентностный профиль специалиста, обучающегося в российских вузах, в основном входят:

  • библиотечное дело (ядро специальности в его текущем виде);
  • связанные библиотечные дисциплины (периферия специальности в её текущем виде);
  • делопроизводство, организация работы библиотеки;
  • проектная деятельность;
  • soft skills;
  • общеобразовательные и дополнительные дисциплины и курсы (в основном базовое ядро бакалавриата);
  • дополнительные социокультурные дисциплины и литература;
  • педагогика и психология;
  • специфические региональные дисциплины.

БИБЛИОТЕКАРЬ В АТЛАСЕ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

Атлас новых профессий — это большой профориентационный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ), направленный на то, чтобы познакомить сегодняшних подростков с широким спектром профессий будущего. По итогам форсайта АСИ пересмотрит позиционирование в Атласе библиотекаря как профессии-«пенсионера». Главный научный сотрудник Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского Ольга ПАЛКЕВИЧ представила на обсуждение несколько ипостасей библиотекаря будущего: библиограф 5.0, информационный куратор и архитектор событий.

Позиция библиографа нового типа включает пять ключевых компетенций.

1. Инженер знаний — универсальный специалист, владеющий инструментами стратегического анализа среды знаний. Осуществляет её проектирование и разметку по предметным областям с использованием формальных языков человеко-машинного общения.

2. Конструктор локальной среды знаний осуществляет распаковку и пересборку содержимого универсальных графовых баз знаний для развития локальных сообществ, формирования локальных брендов, социально-экономического развития территорий.

3. Библиолингвист — специалист, который переводит запросы на естественных языках на формальные языки человеко-машинного общения, достраивает, конкретизирует неопределённые запросы.

4. Сборщик инфосетов — специалист, подготавливающий информацию/данные/знания для человеко-машинной коммуникации. Владеет навыками человеко-машинного анализа и синтеза. С их помощью он выделяет из текстов и медиа единицы хранения и упаковывает их в нелинейные базы знаний, построенные на графах.

5. Археолог знаний — специалист, который обеспечивает научное изучение и сохранность материальных объектов книжной культуры в общем пространстве знаний, создаёт их виртуальные, в том числе многомерные, копии. Обеспечивает преемственность единиц хранения в различных форматах.

Информационный куратор — специалист, способный выполнить информационный запрос любой сложности, построить индивидуальную информационную траекторию. Может стать своеобразным информационным диетологом, помогающим снизить потребление вредного контента, способным защитить психофизическое здоровье человека. Это специалист, обеспечивающий цифровую инклюзию, помогающий людям любого возраста адаптироваться к цифровой среде и виртуальности.

Архитектор событий — профессионал, который организует локальные сообщества разного типа, предлагает местные инициативы и мероприятия и выступает их катализатором.

Проектирует и организует события на основе верифицированных знаниевых продуктов.

Создаёт расписание полезных мероприятий, позволяющих просвещаться и отдыхать вместе с другими людьми в реальности и виртуальности.

Член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Дмитрий СУДАКОВ подчеркнул, что на данный момент профессия библиотекаря не является пределом мечтаний людей и мало кто из детей говорит: «Мама, я хочу быть библиотекарем». Форум будет способствовать изменению этой ситуации и популяризации профессии библиотекаря, чтобы в будущем люди мечтали попасть на работу в библиотеку.

Как отметил И. Коршунов, библиотекарь новой формации — это:

  • аналитик-синтезатор, умеющий не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учётом потребностей и запросов клиентов;
  • креативный информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных ресурсов;
  • специалист в области цифровых технологий;
  • инструктор по освоению информационной культуры;
  • менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере;
  • агент книгоиздательского и книготоргового рынков;
  • организатор культурно-досуговой деятельности и педагог;
  • хранитель гуманистических традиций общества;
  • социолог-культуролог.

В целом форум показал готовность библиотек включаться в повестку будущего, в стратегические планы развития страны, занимать проактивную позицию во взаимодействии с непривычными партнёрами, осваивать новые площадки, формировать и продвигать инициативы в логике присоединения.

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

По итогам форсайта «Библиотекарь будущего» согласована финальная сборка текста для Атласа новых профессий.

В августе 2022 г. вышла электронная версия Атласа в новой редакции, а в сентябре будет представлен печатный вариант.

Опубликовано в номере сентябрь 2021

Как заполнить раздел о себе

Библиотекарь – разносторонняя творческая профессия. Усилить положительное впечатление о кандидате поможет раздел «О себе». Здесь можно рассказать о собственных увлечениях, которые связаны с работой, предпочтения в трудовой деятельности.

Здесь уместно написать личные качества, характеризующие кандидата:

  • общая эрудиция;
  • интеллигентность;
  • тактичность;
  • доброжелательность;
  • желание помогать людям;
  • любовь к чтению;
  • увлечённость;
  • креативность.

Не рекомендуется афишировать семейное положение, наличие детей, домашних животных. Оставьте эти сведения для обсуждения с будущими коллегами.

Пример заполнения раздела о себе:

О себе:

  • Специалист с 33-летним стажем, уверенный пользователь ПК, имею опыт организации научно-практических конференций, подготовки краеведческих изданий, библиографических указателей.

Как заполнить контакты в резюме библиотекаря

Укажите действующую электронную почту, домашний и сотовый телефон для постоянной связи, аккаунты в соцсетях.

Проверьте, насколько информативны публичные страницы. Преимуществом будет ведение блога, связанного с тематикой чтения или с изучением литературы.

Пример заполнения контактных данных выглядит так:

Контакты:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]