Профессия православный священник: описание, где учиться, необходимые качества

Православный священник

Православный священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Служение Богу

Священник — это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Профессия православный священник: описание, где учиться, необходимые качества
Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:

  • кто-то умер и надо хоронить;
  • другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
  • там крестины;
  • третьего надо соборовать.

Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Главное, священничество — великая ответственность перед Богом, который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.

Не доисторический динозавр

Может ли священник заниматься спортом или быть болельщиком? Есть азартные виды спорта, где делают ставки, играют на деньги. Тогда человек волей-неволей впадает в грех. Болеть за любимую команду тоже можно по-разному. Если есть раздражение, гнев, злость, агрессия, это неприемлемо. К самому спорту я отношусь с большим почтением. С детства я занимался футболом, посещаю бассейн. Здесь нет запретов.

По поводу настольных и компьютерных игр — играть на деньги недостойно священника. Карты и прочие азартные игры также под запретом как те, которые будят в человеке страсти. Компьютерные игры тоже бывают разными. Есть те, где пропагандируется жестокость, льётся кровь. А есть популярные игры в «танчики» с техникой времён Великой Отечественной войны или «корабли», вполне безобидные. Есть масса интересных стратегий — всевозможных империй, цивилизаций. В них есть возможность подучить иностранный язык, развить мышление.

Я только «за», если священник в курсе интернет-игр и может об этом поговорить с молодёжью, которая приходит в его храм, объяснить, что хорошо, а что нет. Очень важно, чтобы в глазах молодых прихожан священник выглядел не неким динозавром доисторической эпохи, который вообще не разбирается в реалиях современной жизни, а был человеком образованным и понимал, о чём идёт речь.

То же касается и выхода священника в интернет. Сегодня в соцсетях мы видим массу не просто священников, но и монахов, иеромонахов, архимандритов, епископов и митрополитов. Они активно несут свою миссию проповеди о Христе через интернет. Очень важны форумы, где священники могут узнать мнение других по тем или иным актуальным современным вопросам, разные точки зрения.

Сегодня весомая часть общественного служения священника приходится на интернет. Задать священнику вопрос в интернете гораздо проще, чем уделить этому время в реальной жизни, приехав в храм и дождавшись, когда у него появится свободное время.

Распространённый образ семьи священника в сознании многих верующих — супруга в длинной серой одежде до пят и куча детей. Неверно считать, что священник должен иметь много детей, осуждать его за малодетность или бездетность. Этим мы уподобляемся иудеям, которые осуждали родителей святого пророка Иоанна Предтечу и других праведников за бездетность. Всё совершается в нашей жизни по воле Божией.

Часто Господь испытывает веру людей и даёт им детей в более позднем возрасте. Семья священника не может, например, как думают некоторые, рожать каждый год по ребёнку. Не допуская и мысли об аборте, священник и его супруга заботятся о своём здоровье и знают физические силы своего организма.

Стиль священника и его семьи в обычной жизни тоже может быть достаточно современным и при этом оставаться скромным. Например, носить длинную бороду вовсе не обязательно. Это форма миссионерской проповеди: православный — не значит древний динозавр.

Кто посредник

— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

— Что же тогда священство?

— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.

— А как возник институт священства?

— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

Откуда пошло Таинство Священства, как оно сложилось?

Оно пошло от Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов. Апостол Павел просит своего ученика Тимофея: Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6). Если бы это не было в полном соответствии со словами Господа, апостол Петр и другие ближайшие ученики Христа непременно воспротивились бы и запретили эту практику. Подробных комментариев к этому вопросу ранние христиане письменно не оставили: им всё было понятно и очевидно по умолчанию. А мы свято храним это Апостольское и общецерковное Священное Предание.

Описание

По устоявшейся традиции священство состоит из трех ступеней:

  • Епископ. Это высшая ступень, к которой относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Они назначаются решениями Священного синода, возглавляют епархии и ведут работу, направленную на активизацию церковной деятельности. Лишь епископам доступно таинство священства*, они могут рукополагать пресвитеров.
  • Священник (пресвитер). Вторая степень в иерархии, эти служители могут совершать шесть таинств (за исключением рукоположения в сан). Они обязаны пройти обучение в семинарии или духовной академии, достичь возраста Христа (т. е. тридцатилетия) и не иметь изъянов, препятствующих выполнению своих обязанностей. В русской традиции к пресвитеру обычно обращаются «батюшка».
  • Диакон (дьякон). Низшая ступень в христианстве, представители которой не имеют права совершать богослужения и таинства, но могут оказывать помощь епископам и пресвитерам. Их присутствие необязательно, поэтому они есть далеко не во всех церквях.

*Христианское учение предполагает наличие семи таинств:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • евхаристия (причащение);
  • исповедь (покаяние);
  • венчание (брак);
  • соборование (елеосвящение);
  • священство.

Духовенство подразделяется на черное и белое. К черному относятся монахи и епископы; диаконы и священники могут монашествовать или быть белыми (женатыми) при условии вступления в единственный брак еще до рукоположения.

Как стать священником: последовательность действий

Как стать священником в России? Желающий принять священный сан должен подать особое прошение архиерею епархии. К этому прошению прилагается ряд документов. Это рекомендация духовника и благочинного, автобиография соискателя. Также прилагаются свидетельства о крещении и венчании (если женатый), справки об образовании и с места жительства. Помимо этого необходимы медицинская справка по форме № 286, справки из психоневрологического, кожно-венерологического, туберкулезного диспансеров. Прилагаются копии всех листов паспорта (при наличии жены — ее паспорта), копия свидетельства о браке.

Для монашествующего нужно предоставить удостоверение о постриге. Также следует заполнить анкету.

Решение о рукоположении принимается во время очередного заседания Епархиального Совета в присутствии кандидата. В процессе беседы определяется степень готовности кандидата принять священный сан. Если Епархиальный Совет одобрил кандидата в священники, то его направляют на исповедь к епархиальному духовнику. Только после этого архиереем принимается окончательное решение о рукоположении. Для ставленника производится письменный опрос, после чего им приносится ставленническая присяга. Происходит целование креста и Евангелия. Присяга заверяется подписью правящего архиерея. После этого назначается дата и время совершения чина хиротонии.

Как особый жизненный путь

Священство — это не просто профессия. Это одно из наиболее ответственных решений в жизни. Не для многих подходит этот путь. Ведь будущий священник должен иметь определенные качества и особые знания. Вопрос, как стать священником, отнюдь не праздный. Должны быть склонность к принятию сана, духовные свойства, ответственность и определенная личностная зрелость. Потому, как говорил иеромонах Дионисий Игнат (1909-2004),

«священники и еще более архиереи должны быть словно солнце — так они должны светить простым верующим. Священник — это апостол нации, он должен защищать веру и народ».

как стать священником
Православный священник

Нередко у верующих возникают вопросы, касающиеся служения церкви. Например, в каком возрасте можно получить священнический сан? Что вообще нужно, чтобы стать священником?

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно знать, что собой представляет священство в Православии.

Идти ли в православный коллектив

— Вопрос о поиске работы касается не только профессии, но и людей, с которыми ты будешь вместе трудиться. Как понять, подходит ли коллектив, не будет ли он опасен для твоего духовного здоровья?

— Писание говорит: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15:33). Поэтому, если коллектив плохой, а человек не чувствует в себе духовных сил, чтобы противостоять этому, лучше сразу уйти.

Легкомысленные люди часто не видят ничего страшно в плохом коллективе. И зря, ведь когда грех становится привычной частью жизни (пусть даже чужой грех), волей-неволей мы становимся к нему терпимее. Например, я заметил, что почти ни один западный современный фильм с мелодраматическим сюжетом не обходится без темы супружеской измены. Когда смотришь подобный фильм впервые, сознательно отсекаешь то, что считаешь грехом. Людям верующим и духовно развитым делать это легче, но обычный человек на десятый раз начинает автоматически относиться к греху как к норме. Постепенно из мира выдуманного он переносит эту норму в мир реальной жизни, происходит определенная внутренняя де­градация человека. И здесь мы только убеждаемся в правоте апостольских слов. Худые сообщества действительно развращают нравы.

Однако если вы чувствуете в себе силы, если видите хотя бы в ком-то потенциал, если понимаете, что для кого-то в этой среде можете стать свидетелем христианской жизни, тогда продолжайте работать в таком коллективе.

Мне очень не нравится, когда люди говорят: «Я стал верующим. Теперь со старыми друзьями мне неинтересно. Стараюсь с ними не видеться». Как священник, считаю, сохранить такую дружбу — лучший способ научиться терпению. Нужно сохранять дружбу хотя бы потому, что, когда твоим старым друзьям понадобится совет христианина, ты окажешься рядом. Они не будут стесняться спросить, обратиться за помощью, ведь ты — друг. Перед тобой стоит выбор: будет ли присутствовать в жизни этих людей христианин, или не будет никого. Что должен выбрать христианин? Очевидно, присутствие. Если ты можешь присутствием исцелить греховные раны коллектива, останься.

Ни в коем случае речь не идет об активной миссии. Я не говорю, что христианин должен тут же начать раздавать сотрудникам листовки, приниматься всех обличать и заставлять поститься. Нет, конечно. В педагогике существует два принципа: «слово» и «пример». Можно сказать, как следует поступать, а можно показать. Часто бывает, что люди, видя, как другой незлоблив, как отвечает с любовью, как жертвенен он, поначалу смеются, но потом принимают его и уподобляются ему.

— Многие считают, что хороший коллектив — православный коллектив. Так ли это?

— Для того чтобы понять, во что может превратиться православный коллектив, зайдите на какой-нибудь православный форум — многие мифы развеются сразу.

Ключевая проблема внутри таких сообществ — проблема меры. Часто внешняя сторона здесь доводится до абсурда: начиная с утренних и вечерних молитв на рабочем месте, дресс-кода с юбками в пол и платками, кончая работой «во славу Божию» вместо положенной зарплаты, под предлогом «у нас много тех, кто больше вас нуждается». Все это само по себе, может, не всегда и плохо, если не становится культом. Это одна проблема.

Есть и другая, не менее сложная с богословской и нравственной точек зрения. Проблема обостренного восприятия других. Часто, общаясь с людьми, я слышу, что когда они были неверующими, то были добрее и спокойнее относились к окружающим. Воспринимали проще чужие недостатки, принимали других такими, какие они есть. Но приняв веру, стали озлобленными, осуждают всех и вся, видят в других только грехи. Конечно, возникает вопрос: откуда такие плоды? Но еще больше тревожит то, что людей с таким отношением к другим, может собраться целый коллектив! Нужно отдавать себе отчет, что православный коллектив — это совсем не панацея.

Откуда же такие плоды? Увы, христианство далеко не всегда становится действительным содержанием нашей жизни, часто оно остается внешним и неглубоким. Ведь как только мы примем Христа в свою душу, решим жить по заповедям, мы признаем за человеком свободу быть другим. Проблема неофита в том, что как раз этого он делать-то и не готов. Ему кажется, что если он что-то понял, открыл, то обязан этим поделиться, а все обязаны с ним согласиться. Но если апостолы знали, как делиться, и умели это делать, то сегодня, увы, многие и не знают, и не умеют. Поэтому благовестие превращается в зловестие, добрый совет — в осуждение и запугивание. Неслучайно преподобный Антоний Великий говорит, что одна из главных христианских добродетелей — трезвость ума. Чем трезвее мы будем относиться к собственной жизни, тем больше будет плодов. И пока мы не скажем правду о самих себе, мы не поймем, что делать дальше.

Глава и члены Церкви

Церковь, по авторитетному определению «Пространного катехизиса» митрополита Филарета, является «Богом установленным обществом человеков, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 203.

Основатель Церкви Иисус Христос всем апостолам дал одинаковую власть в ней, удержав за Собой верховное главенство, называя Себя Пастырем добрым (Ин. 10:14). Подобно тому как между апостолами, по заповеди Христа, не было первенства власти, так и все епископы, какую бы кафедру каждый из них ни занимал, равны в достоинстве и сакраментальной власти, хотя и различаются по объему административных полномочий. В Церкви поэтому нет места для вселенского главы, замещающего Самого Спасителя.

Церковь, являясь Телом Христовым, имея своей Главой Самого Спасителя, состоит из членов – братьев, равных между собой перед лицом правды Божией, имеющих одинаковую надежду на Царство Небесное. Народ Божий, по слову апостола Петра, род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (Пет. 2:9).

Члены Церкви связаны между собой не общностью национальности, языка, сословия, а иной общностью, более высокой – единством веры и единством духовной жизни.

«Утешайте народ Божий»


Протоиерей Евгений Попиченко. Фото: vk.com/evgeniy_popichenko
Протоиерей Евгений Попиченко, Екатеринбург:

– У апостола Павла в Послании к Коринфянам есть такие слова: если у тебя талант апостольский или говорения на язы́ках, или истолкования язы́ков, или дар пророческий, или учительский, – служи Богу тем даром, который у тебя есть.

И дальше апостол продолжает: «Ревнуйте о дарованиях больших». Но. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий». (1 Кор. 12:31 — 13:1)

Ревнуйте о дарованиях бо́льших. Мы помним слова Серафима Саровского: стяжание благодати Духа Святого есть цель жизни христианской; а всё остальное — средства: и правило, и пост, и дела милосердия.

И потому важно найти для себя то делание, которое приносит максимальную пользу духовную, приносит дары Благодати Божией; почувствовать то, к чему призывает Господь.

Служение Литургии для пастыря — конечно, должно быть сердцевиной.

Любить богослужение, не откладывать его, не убегать от него, не формализировать его. Научиться любить молитву. Священник, который не любит молиться — он не туда попал. Молитва даёт жизнь, даёт силы, энергию нести своё служение.

А еще священник — проводник, приобретая или стя́жая Благодать Божию, он должен делиться.

Поэтому второе главное дело для священника – служение людям, пастырство. Как говорил пророк Исаия: «Утешайте, утешайте народ Божий». Священник — утешитель народа. Это помощь людям в нахождении пути ко Христу, в Церковь.

Мне кажется, это основные две вещи, которые необходимо в своей жизни найти: научится любить быть с Богом, и научиться любить и быть с людьми.

Кто может стать

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру. Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь. Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Шанс в зрелом возрасте

История Церкви хранит случаи, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.

При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.

На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.

Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.

Важные качества

Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения. Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.

Как совместить работу и семью

— Помимо людей на службе, рабочий вопрос касается и людей у тебя дома, твоей семьи. Должны ли супруги договариваться между собой, на какую работу устраиваться? Или это личное дело каждого, как развивать свои способности, талант?

— Важно понимать, что здесь может быть не прав и тот, и другой. Жена может не иметь достаточных нравственных оснований для того, чтобы запрещать мужу устроиться на новую работу. Жена может запрещать что-то из каприза, ревности и эгоизма. И наоборот. У нее могут быть очень серьезные основания для того, чтобы считать данную профессию (работу) недостойной для супруга. И здесь, если семья христианская, без совета третьего человека не обойтись. Это не значит, что нужно обязательно искать какого-то старца. Достаточно найти адекватного священника, просто трезвомыслящего православного человека, друга, который может подсказать, кто из вас прав, а кто нет. В Писании говорится: Спасение во многом совете (Прит. 11:14). Православным людям действительно полезно советоваться друг с другом, потому что иногда нас может заносить как в одну, так и в другую сторону. Своими советами мы друг друга поддерживаем. Так бывает, что иногда человек просто себя не видит, не понимает, почему он не хочет, чтобы другой работал, что в нем самом говорит? Ревность ли, зависть, страх, что у любимого что-то не получится? И напротив, тот, кто работает, думает, что все аргументы супруга — глупости, мелочи, не имеющие значения. Хотя именно эта позиция может работать на разрушение семьи. Мир в семье гораздо важнее карьеры. Если у меня есть возможность расти карьерно или возрастать в общении с супругой, как христианин я выбираю второе. Потому что, если мы воспринимаем брак как литургию (общее дело), как взаимное спасение в сотрудничестве, как жертвенность и любовь, тогда очевидно, что этот рост гораздо, гораздо важнее, чем любая карьера.

*** — Если резюмировать, какие шаги должен предпринять человек, перед которым стоит вопрос, как и где искать работу?

— Думаю, что, во-первых, человеку стоит молиться, чтобы Господь направил его выбор, чтобы помог совместить желаемую работу с жизнью по заповедям. Во-вторых, человеку стоит прислушаться к себе, к своим желаниям и возможностям, чтобы работа не оказалась ему внутренне чуждой, как бы навязанной модой или заманчивыми перспективами. В третьих, не стоит забывать о ближних, стараться, работая, не причинять ущерба семейным отношениям.

Критерии

Обучение в семинарии является первоначальной задачей для достижения сана. Но поступающий должен подходит по следующим требованиям:

  • мужской пол, возраст от 18 до 35 лет;
  • семейное положение: холост или состоящий в первом браке;
  • наличие законченного среднего образования;
  • рекомендация от служителя церкви.

Помимо стандартных для набора условий имеются требования по начальным знаниям семинариста. Это должно быть умение хорошо излагать свои мысли, уметь передавать библейские рассказы в точности с вложенным смыслом.

При поступлении комиссией также будут проверяться умение читать Псалтырь и вокальные данные для выступления в хоре.

Общая длительность обучения составляет 5 лет. При этом студенты получают стипендию. Иногородним семинаристам предоставляется не только место для проживания, но и питание. Проживание в общежитие предполагает соответствие многим правилам. Например, в ночное время каждый семинарист должен находиться в своей комнате. Кроме того посещения студентов посторонними запрещено. Исключение составляет лишь общение с родными, приехавшими встретиться с будущим священнослужителем.

Сдача экзаменов для поступления в семинарию начинаются с середины августа. Полноценное обучение поступивших осуществляется с 1-го сентября, как и в любом обычном ВУЗе.

После окончания обучения семинаристы отправляются к своему приходу, к которому они будут прикреплены. По мере длительности и исправности службы возможно получение нового сана. Согласно нынешнему званию священнослужитель может или просто присутствовать на таинствах, или проводить их.

Наиболее важным вопросом является семейное положение на момент окончания семинарии. Будущий священнослужитель должен стать монахом, жениться или же отложить принятие сана.

Делиться счастьем


Епископ Антоний (Азизов). Фото с сайта wikipedia.org
Епископ Антоний (Азизов), Ахтубинск:

– Я думаю, что главное — это служение Божественной Литургии.

Если Литургию воспринимать не только как богослужение, но и как внимание к человеку, привлечение человека, созидание Церкви, — это и есть главное предназначение священнослужителя.

И каждый раз, когда ты совершаешь Божественную Литургию, ты горишь очистительным огнём. И в этом огне Божественной Любви всё попаляется. Поэтому пастырь, при всей своей немощи, совершая Божественную Литургию с любовью, не тяготясь, выходит после Литургии, как будто заново рождённый.

У мирян такой возможности, наверное, нет. Они тоже горят, принимая в Причастии Божественный Огонь, но нет этой полноты. В Ана́форе на Литургии свт. Василия Великого есть слова, когда священник благодарит Бога за эту возможность лицезреть полноту Божественной Литургии.

И вот этим счастьем и надо всегда желать делиться с окружающими. В этом предназначение пастыря: делиться счастьем переживания Бога.

Предварительная подготовка

Для тех, кто размышляет о том, как стать православным священником, есть маленький совет: начните подготовку к поступлению в семинарию за несколько лет до намеченного срока. Это нужно сделать по следующим причинам.

Как говорилось ранее, от всех абитуриентов требуют наличия рекомендательного письма. Ни один уважающий себя батюшка не даст такой документ первому встречному. Следует быть готовым к тому, что придется доказывать силу своей веры. Для этого необходимо поработать на благо храма, беспрекословно выполняя все указания приходского пастыря.

К тому же, как стать священником, не обладая нужными знаниями? Естественно, многому научат в семинарии. Но человек и сам должен тянуться к свету познания. Для начала необходимо прочитать Ветхий и Новый завет, а также ознакомиться с историей православного мира. Ведь это тот минимум, без которого не может существовать ни один православный человек.

О «толстых попах»

По интернету ходит фотография, где очень полный священник благословляет худенькую женщину. Все смеются и комментируют, но мало кто знает, что у этого священника очень тяжёлая болезнь — сахарный диабет, — из-за которой у него полнота. Людям это неинтересно, им нужно посмеяться. У многих священников нарушен обмен веществ: они проводят много времени на ногах. У кого-то сахарный диабет, у кого-то язва желудка. Большинство священников в нашей епархии — худые, а если у кого-то проблемы с весом, то, как правило, у него проблемы со здоровьем.

Толстых священников обвиняют в том, что они много едят, а прихожанам велят строго поститься. Это тоже надуманно. Никогда не позволю себе наложить на кого-то строгий пост. Наоборот, перед началом каждого поста я объясняю своим прихожанам, что поститься мы должны по силам. Я знаю, что точно так же поступают и все остальные священники, с которыми я общаюсь. Я также знаю, что все мои знакомые священники сами неукоснительно соблюдают посты. Они также строго соблюдают евхаристический пост перед каждой литургией.

Экзамены

Духовная семинария во многом похожа на другие образовательные заведения. Экзамены здесь проводятся в конце лета, приблизительно за месяц до начала учебного года. Принимает их специальная комиссия, которая состоит из преподавателей семинарии. Есть письменные и устные экзамены.

Первым делом поступающим задают вопросы, касающиеся историй из Библии. Это помогает понять, насколько хорошо человек ориентируется в Священном Писании. Если ответы их удовлетворяют, то дальше идет еще одна череда вопросов, затрагивающих основные молитвы и псалмы.

Все, кто проходит устную часть, допускаются ко второму экзамену. Здесь нужно будет написать сочинение на предложенную комиссией тему. Чаще всего просят выразить свое отношение к неким библейским событиям. Однако следует быть готовым и к тому, что могут поручить описать историю Русской православной церкви.

Лучшие вузы

В структуре Русской православной церкви (РПЦ) действует 55 семинарий, расположенных в России, Украине, Беларуси, Молдове, Латвии, Узбекистане и Казахстане. Учатся семинаристы также в США и Франции.

К самым крупным духовным учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургская духовная семинария. Основана еще в 1721 году по указанию Петра I. В 1918 году она была закрыта, а работа ее возобновилась лишь в 1946 году. Выпускниками этого заведения были многие известные люди, такие как писатель Николай Помяловский, государственный деятель Михаил Сперанский, академик РАН Николай Никольский.
  • Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария. Обучает служителей религиозных организаций. Создана была в 1750 году она по указу императрицы Елизаветы Петровны и является одним из старейших учебных заведений РПЦ. После 80-летнего периода бездействия была воссоздана в 1998 году. Имеет в своем составе две кафедры: богословия и библеистики, а также церковно-исторических и церковно-практических дисциплин.
  • Смоленская православная духовная семинария. Действует с 1728 года (с перерывом на 70 лет в 1918–1988 годах). Из ее стен выходят священнослужители и теологи. У семинаристов есть возможность пройти курс очно или заочно. В наличии вся необходимая инфраструктура: учебный корпус, библиотека, храм, пункт питания и спортивный зал.
  • Московская духовная академия. Ведет обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В ее структуре есть регентское и иконописное отделения. Это учебное заведение выпускает не только батюшек, но и преподавателей церковных вузов, а также ученых – теологов и богословов. Бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре по 7 профилям.

Также духовное образование можно получить в православных университетах:

  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва) на богословском факультете преподают теологию и религиоведение. Кроме того, среди дополнительных образовательных профилей есть преподавание церковнославянского языка, церковная живопись, социальная работа и др. Развита международная деятельность в рамках ряда программ, таких как Erasmus+, стажировки проходят в Милане (Италия), Ноттингеме (Великобритания), Ла-Рош-сюр-Йон (Франция).
  • Московский православный университет святого Иоанна Богослова ведет обучение на трех факультетах: религиоведения, социально-гуманитарном и психологии. Вероучительные и богословские предметы в вузе преподаются выпускниками Московской духовной академии. В университете на высоком уровне находится исследовательская деятельность: действует научная школа христианской психологии, издаются научные журналы «Историческое образование», «Православное образование», «Евразия: духовные традиции народов», налажено международное сотрудничество.

Работа в Церкви

Многие люди, обратившиеся к Православию, начинают тяготиться «светской» работой. Это неудивительно, ведь устремления нецерковного общества все дальше от того, что приемлемо и ценно для христиан. К поиску работы «при храме» подталкивает и желание послужить Церкви. Церковь как работодатель — тема разговора, который мы начинаем в этом номере. Тут есть много вопросов. Например, распространено мнение, что в православных организациях эффективность работы ниже, чем в светских. Так ли это, а если так, то почему? Нужны ли и возможны ли «параллельные» светским православные структуры — больницы, школы, мастерские и пр.? Чем вообще работа в Церкви отличается от «светской»? Мнения об этом настоятелей нескольких московских храмов узнал корреспондент «НС» Владимир ТОЦКИЙ. «Я бы на месте директоров давал объявления: ищу верующих сотрудников»
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ
— магистр богословия, доцент Московской духовной академии и профессор Свято-Тихоновского Богословского института, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Храм занимается издательской деятельностью. Выпускается приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, житейского, научного содержания. При храме работает библиотека. Действует воскресная школа, где кроме Закона Божия преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам — иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская приходская газета. Каждое воскресенье собирается родительский клуб. Особенностью приходской жизни стали крестные ходы к местным святыням, установление памятных крестов и молебны у них.
— Отец Сергий, какие трудности у православного в светском обществе?
— То, что неверующая среда нас окружает — это наша действительность. И не надо этого бояться. В раннем христианстве в Римской империи христиан окружали язычники. Верующие собирались ночью в катакомбах для богослужения, а днем работали. Надо уметь преодолевать эти трудности спокойно. Если над тобой смеются, ругают, плюют в спину — и такое было, — надо потерпеть. Трудности эти вполне переносимые. Это ведь не арестовывают, не сажают, как раньше.
— Есть ли среди церковных организаций крупные работодатели?
— Церковных организаций-работодателей у нас, видимо, очень мало. У нас нет и политических движений, связанных с Православием. Если есть патриоты, то они не всегда православные. Никто из правительства и Думы не сказал: «Я православный, верующий человек». Может, только один Подберезкин. А между тем, будь я работодатель, то сделал бы то же самое, что сделал один немецкий юноша много лет назад. Он в одной газете дал объявление: «Ищу девушку христианского мировоззрения для создания семьи». И я бы на месте директора давал подобные объявления, мол, ищу верующих сотрудников… Я бы знал, что верующий человек меня не обманет, не украдет — он Бога боится. Мне известно от моего отца, что владыка Аркадий (Остальский) занимал в Соловецком лагере должность казначея, т.е. выдавал зарплату офицерам НКВД, т.к. они сами себе не доверяли. Но они знали, что русский архиерей не украдет. Какие проблемы на церковной работе? Мало денег? Да. Искушения? Да, так как у нас бушуют страсти, здесь передовая, фронт, где постоянно нападают бесовские силы, и нам не всегда удается от них отбиваться. И в тоже время происходит какое-то чудо: денег нет, а храм восстанавливается. Жертвуют доски, кирпич, бетон. В храме свой особый курс валюты. Если мастер говорит, я в миру сделаю эту работу за столько-то, то для вас в три раза дешевле. Потому что для Бога. Ведь даже стройматериал, простой кирпич ведет себя по-особенному в храме, в жилом доме, торговом заведении или, еще хуже, в увеселительном. Музейные работники, например, удивляются: старинные облачения, шитые золотом, хуже сохраняются, если висят на стенде, чем те, которые находятся в употреблении, в которых служат.
— Ваше мнение о совмещении светской работы и работы в храме?
— Таких прихожан мало. Сейчас человек, имеющий работу, так загружен, что сил идти еще куда-то просто нет. Сейчас в коммерческих структурах от работника требуют в десять раз больше, чем в советское время. Люди нам нужны, но мы еле сводим концы с концами.
— Кто конкретно?
— Делопроизводитель, человек по связям с общественными организациями, сторож, уборщицы…
— А какие трудности испытывает настоятель храма, духовник, просто священник?
— Я преподаю в Духовной академии и Свято-Тихоновском институте. Работаю в комиссии по канонизации Рязанской епархии, в Православной энциклопедии. О том, чтобы пойти в гости или просто погулять по улице, нет и речи. Современный батюшка похож на солдата, который сидит в разветвленном окопе и бегает от одного орудия к другому, заменяя собой целый взвод. А надо причащать, исповедовать больных, встретиться со школьниками, реставраторами, строителями, художниками… Раньше в таком режиме работал святой праведный Иоанн Кронштадский — теперь все наши батюшки. Но если вспомнить диалектику преподобного Серафима Саровского, мы живем в самое благоприятное время. Дивеевские монахини в жуткой нищете жили и однажды пожаловались батюшке Серафиму. Что он им ответил? Я, говорит, могу всю эту глину в золото превратить, но вам это будет не полезно. Вот вам и полезно концы с концами сводить. И буду молиться Богу, чтобы так оно и было. И у нас то же самое. Мы два года служили без отопления. Вода текла по стенам. А когда у человека много чего-то, он невольно развращается духовно.
«В православной среде труд воспринимается как благословение Божие»Иеромонах Сергий (РЫБКО)
, настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Храм занимается издательской деятельностью. При храме работает большой книжный магазин и иконная лавка. Неимущим выдаются книги для чтения. В магазине существует небольшой отдел постных продовольственных товаров. При храме создана иконописная мастерская. Действует воскресная школа для детей с библиотекой. Недавно Святейший Патриарх Алексий II благословил иером. Сергия на строительство нового храма в Бибиреве.
— С какими проблемами сталкивается пришедший работать в храм?
— Мало денег — раз. Есть храмы и не бедные, но и в них, бывает, платят мало. В этом уже вина настоятеля. Нельзя держать работника в черном теле, у него тоже семья, дети есть. Вообще, люди должны жить достойно. Я не считаю, что Богу угодно, когда люди, строящие или восстанавливающие церковь, живут в нищете. А кто платит достойно, я знаю, у того и работники есть, и средства Господь посылает. «Всякий трудящийся достоин пропитания» — говорит Священное Писание. Если платить достаточно, твой сотрудник не будет искать работы на стороне, а весь свой профессионализм и силы посвятит храму. Бывают случаи, когда человек не хочет брать зарплату. Я его просто заставляю, потому что бесплатно он будет работать до поры до времени. А деньги, которые ты человеку платишь, он же тебе их и заработает. И никогда не будет проблемы, где взять работника.
— Какие профессии востребованы в храме?
— Многие. Издательские работники, программисты, бухгалтера, экономисты. Экономика храма должна быть современной. Я считаю, что мы сами должны зарабатывать деньги. Это более правильно, чем ходить с протянутой рукой к людям нецерковным. Кто хочет помочь, сам принесет, чего у него просить.
— Преимущества работы в церковной общине?
— Круг единомышленников. Человек работает для Бога, для ближнего, для спасения своей души. Это все дает большое утешение. Потом возможность постоянно бывать на богослужении. Нужно выбирать для работы такой храм, где настоятель не посылает сотрудника во время богослужения бегать туда-сюда. У нас, к примеру, трапеза готовится с вечера. Потом, постоянное окормление и общение с духовником, возможность в праздник причаститься, что на светской работе бывает не всегда.
— Батюшка, мне один считающий себя православным руководитель заявил, что в коммерческой организации верующий сотрудник — большая роскошь. То у него Пасха, то преполовение… Да и сослуживцев он «развращает» своим нежеланием заработать денег себе, а значит, и фирме.
— Человек, работающий в храме, менее зависим от мира и его соблазнов. В общине всегда можно найти помощь, сочувствие. В храме ты служишь Богу, и это главное, так как человек для этого и рожден. Говорят, что в храме больше искушений? Просто в миру что-то за искушение не считается, а считается за обычную жизнь. А приходит человек из мира в храм и думает, что там ангелы… Бывают, конечно, проблемы и со старостой, и с настоятелем. Надо потерпеть. Ведь не без промысла Божиего эти люди в храме оказались.
— Нужны ли, как вам кажется, параллельные светским православные структуры и организации?
— Думаю, нужны. Особенно школы и детские сады. В православных гимназиях тоже есть свои проблемы, но там хоть голову не оторвут и матом не ругаются открыто. В современной школе нормальный человек ни учить, ни учиться не может. Мне кажется, воскресные школы должны перерастать в православные гимназии. В больницах другое. Попадает верующий человек в светскую среду, на нем начинают «ездить»: поручают самое тяжелое, а платят меньше, пользуясь его безответностью. А он и за больным по-другому ухаживает, не просто как медик. Потому что спасение его души, а это для него главное, зависит от его отношения к больному. Преподобный Пимен Великий сказал, что болящий и ухаживающий за ним получают одну награду. В православной среде труд воспринимается как благословение Божие, как радость, а не как необходимость зарабатывать деньги. Люди, которые понимают хотя бы немножко, что такое Православие, ценят верующих людей, стараются взять к себе на работу, назначить начальниками: на них положиться можно, они не станут обманывать, воровать, тянуть на себя одеяло. А когда целая фирма таких работников, то совсем замечательно — одна большая семья, некий монастырь в миру получается. Я знаю таких предпринимателей, которые берут к себе на работу только верующих людей. И я приветствую создание православных структур в любой области. Еще в 1989 году мне рассказал один офицер об эксперименте в армии. Собрали православных военнослужащих в один взвод. Тут же он стал самым первым по всем показателям. Не было дедовщины — этого проклятия современной армии. Первые и в учебе, и в стрельбе, и в работе. Более сильные слабых подтягивали, учили, заботились. Любой православный человек, наверно, хочет или в монастырь уйти, или при храме работать. Но не всегда есть такая возможность. Надо развивать производство. Раньше монастыри России давали 20 процентов валового продукта сельского хозяйства. Думаю, и сейчас это возможно.
«В большом приходе нужны люди и технических, и гуманитарных профессий»Протоиерей Димитрий СМИРНОВ
, настоятель храма Благовещения в Петровском парке, и.о. председателя отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. При храме Благовещения уже более десяти лет действует сестричество во имя св. прпмц. Елисаветы, три года — православный детский дом «Павлин». Есть своя гимназия, книжное издательство, выпускающее духовную и церковно-историческую литературу. Ежемесячно выходит приходская газета «Календарь».
— Нужны ли и возможны ли, на ваш взгляд, параллельные светским православные структуры?
— Безусловно. А что в этом плохого? Прихожанину легче и удобнее пойти к православному врачу, практикующему на территории храма. Я знаю, что уже есть при храмах даже зубоврачебные кабинеты. Я и сам не раз пользовался. Когда я плачу врачу, я знаю, что деньги пойдут его семье, его детям, но небольшая часть достанется храму, на ремонт крыши, ограды, а не будет переведена в какую-нибудь офшорную зону. Православные детские дома уже существуют. Роддом необходим, так как нельзя под одной крышей рожать и одновременно убивать неродившихся детей, как это бывает в госучреждении.
— А в чем разница работы в миру и в храме?
— Я буду говорить только о своем приходе. На мой взгляд, работа в миру отличается меньшей социальной защищенностью. Работник там зависит от каприза работодателя. Хозяин может разориться, предприятие закрыться. Но все эти негативные аспекты работы в миру компенсируются возможностью заработать больше. В храме работают в основном единомышленники, душевная атмосфера более благоприятная. Да и режим работы щадящий. Плюс питание, фактически домашнее. Зарплата выплачивается без задержек.
— Но при храме не все могут найти работу по специальности…
— Мало кто из родителей готовит и воспитывает своих детей для работы в храме. Но в большом приходе, каким является наш, нужны люди и технических, и гуманитарных профессий, и даже военные. В воскресной школе нужны опытные педагоги. Издательские работники, журналисты, продавцы всегда найдут работу, т.к. сейчас почти каждый храм что-нибудь да издает. У нас ежемесячно выходит газета в 50 полос. Издаем книги: жития, молитвословы, просто редкие книги… Хорошие художники, иконописцы, реставраторы всегда желанны. Нужны в храме строители, маляры, штукатуры, сантехники, повара, водители (у нас есть свой гараж). Нужны музыканты, певчие.
— Бытует мнение, что у работающих в храме много искушений.
— Везде искушений достаточно. Разве в армии меньше искушений? А в милиции, а у водителя? Может быть, в храме каждая спичка видится бревном. По контрасту, так сказать.
— Обычно в церковной структуре не просто проявлять инициативу, т.к. многие вопросы упираются в благословение настоятеля либо в отсутствие средств в казне храма.
— В миру точно так же. И президенты зависят от принятого бюджета. А возможности проявить инициативу предостаточно: вопросы катехизации, воскресная школа, восстановление храма… У нас создана в интернете крупнейшая в мире русская православная библиотека. Открывай, читай кто хочет. Правда, многие инициативы нуждаются в энтузиастах и не всегда могут вознаграждаться материально.
— Но самая большая ценность, наверное, — это хороший работник, добросовестный, способный принимать решения, обязательный. Деньги на ремонт найти можно, а вот специалиста…
— Дефицит кадров существует везде. Даже в правительстве. Но специалисту и платить нужно много. Команда у меня хорошая, но, будь у прихода средств побольше, я бы собрал более сильную команду. Не все прихожане способны пожертвовать своим благополучием и перейти на работу в храм.

Версия для печати

Без семинарии

По правде говоря, получить должность священнослужителя можно и без соответствующего диплома. Для этого нужно, чтобы пастырь провел специальный обряд посвящения. Но для этого необходимо разрешение епископа, который вряд ли даст добро без веской причины на то. К тому же отсутствие духовной семинарии за спиной сильно ограничивает продвижение в сане.

Для общего развития скажем, что подобные посвящения были актуальными во время войны. Когда каждый священник был на вес золота, а времени и возможности их обучать у духовенства попросту не было.

Обучение на священника

Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.

Самые известные из них – Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.

Льготы и бонусы

О том, что церковь освобождена от уплаты налогов, знают практически все. Но это правило действует, если заработанные деньги идут на нужды храма и благотворительность. Например, согласно закону, церковь имеет право вести бизнес, и не платить при этом НДС и налог с прибыли. Но это работает в случае реализации церковных принадлежностей, список которых учреждён законодательством. Если, например, они захотят продавать плюшевые игрушки, то придётся платить налоги в полном объёме.

Каждому священнику полагается ежегодный отпуск продолжительностью от 20 до 30 дней. Но при этом он не освобождается от возложенных обязанностей. Даже на отдыхе им приходится соблюдать пост, молиться и исповедовать. Но как священнику купаться, неужели в рясе? Это обычный стереотип — он не должен постоянно ходить в рясе. Купаются они в плавках, как и все люди.

В последнее время складывается впечатление, что священники получили особую привилегию — говорить, что вздумается, и не нести никакой ответственности за свои слова. Но на себе проверять я бы не советовал.

Кто такой духовник и как им становятся?

Духовником становятся по факту посещения того или иного храма. Ходишь, исповедуешься, и тот, кто тебя исповедует, тот и становится твоим духовником. Если недоволен им — помолись погорячее, Бог и пошлет тебе того духовника, который тебе будет более понятен, отзывчив, с сокрушением сердечным. В старину духовников назначали из опытных и старых батюшек или монахов. У нас и сейчас есть два духовника для духовенства города Москвы. Мы ведь тоже нуждаемся в регулярной исповеди. Но от обычного духовника не требуется ни старчества, ни непременной святости и прозорливости, а только чтобы он был сам смиренный и простой, с сокрушением сердечным, без возношения над прихожанами, который молится и постится, то есть самый обычный и простой батюшка, которых у нас, слава Богу, еще много.

На заставке: фото Владимира Ештокина

Жена священника

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь – это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной. Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями.

Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям. Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

— Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

— Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого — это запрещено каноническими правилами.

— С чем связан этот запрет?

— Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви — Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

— Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

— Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

— А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

— В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы — не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных. Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Как стать священником в Православной Церкви: требование к кандидатам

Принять священство — значит посвятить всю свою жизнь для Церкви. В знак нераздельности жизни на частную и церковную с рукополагаемого в священники снимают обручальное кольцо и кладут на святом престоле в алтаре.

Как стать священником без учебы в семинарии? Согласно «Положению о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц» от 27 декабря 2016 года, лица, не имеющие высшего духовного образования, также могут быть рукоположены. Для этого они должны соответствовать определенным требованиям Церковного Канона.

Современный Устав Русской Православной Церкви определяет допустимый возраст для кандидатов на принятие священства. Для диаконов и священников — при достижении совершеннолетия, для епископов — старше 30 лет. Священником может стать как монашествующий, так и женатый христианин. Причем женат он должен быть только один раз (Апостольское правило, 17). В сан епископа в Русской Православной Церкви посвящается только монах.

Имеются особые требования и к жене ставленника (кандидата во священники). Она должна исповедовать православную веру, быть замужем первый раз. Жена священника должна подавать своим целомудрием, спокойствие и воцерковленностью пример для прихожан.

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) так говорил о высоком звании быть священником:

«Священник, как врач душ, сам должен быть свободен от душевных недугов, то есть от страстей, чтобы врачевать других. Как пастырь, должен сам быть упасен на пажитях злачных, евангельских и святоотеческих. Чтобы знать, где пасти словесных овец. Сам должен быть искусен в борьбе с мысленными волками, чтобы уметь прогонять их от стада Христова. Должен быть искусен и силен в молитве, воздержании. Не должен быть связан житейскими похотями и сластями, особенно любостяжанием, славолюбием, гордостью. Словом, — должен быть сам светом, чтобы просвещать других, солью духовною, чтобы предохранять других от душевного растления, и сам быть свободным от растления страстей.

В противном случае ему всякий больной духовно может сказать: Лицемере, изми первое бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе моего (Мф. 7, 5)».

У католиков

Тем, кто интересуется, как стать католическим священником, нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства.

Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором – восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Какие профессии выбрать

— Сегодня многие, в первую очередь люди, недавно нашедшие себя в Церкви, задаются вопросом: «как мне, человеку с христианским мировоззрением, найти работу, чтобы жизнь не превратилась в ад?»

— Мы привыкли ругать неофитов за то, что они перебарщивают. Это действительно так, иногда они впадают в крайности, но часто они делают очень правильные вещи. Например, понимают, что работа может быть не христианской по сути.

Дело в том, что люди легко и быстро привыкают к среде, в которой находятся, и не задумываются о том, что среда эта может быть вредна. Как-то я ехал со знакомым священником, в электричке. Он читал популярную брошюру о грехах, в которой, в частности, было написано, что работать парикмахером грех. Ему, да и мне, это показалось забавным. Понятно же, что парикмахер не греховная профессия. Однако я задумался: если автор брошюры так считает, значит у него должны быть на то основания. Ну, например, парикмахер делает модные прически, которые не одобряет этот священник.

В конце концов, апостол Петр пишет: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет 3:3-4). Возможно, что священник буквально воспринял апостольские слова и счел работу парикмахера грехом. Но обсуждая это со своим коллегой, я вспомнил и другую историю.

Во времена, когда, проповедовали апостолы, христианами становились люди самых разных профессий. Многие из этих профессий оказывались не достойными христианина. Например, скульптор, ведь в древности это прежде всего тот, кто занимается изготовлением статуй идолов. Тертуллиан говорил: «Ты сам поклоняешься идолам, раз позволяешь, чтобы им поклонялись!» Становясь христианином, человек отказывался от греховной профессии, и община была готова поддерживать его до тех пор, пока он не приобретет новую.

— Существует ли сегодня список профессий, которые недостойны христианина?

— Такового списка нет. Зато есть понятие греха. И если к той или иной профессии применимо это понятие, человек должен стараться избегать подобного вида деятельности. Отдельно также стоит сказать об искажениях вполне хороших профессий. Например, христианин не может работать крупье в казино, потому что работа явно будет способствовать греху, при этом (пример из серии искажений) есть врач-гинеколог, который может делать аборты, а может отказаться. Существует же Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, принятая в 1983 году, которая защищает врачей-гинекологов и в которой говорится, что по личным убеждениям врач имеет право не делать аборт*. Иначе говоря, убить или не убить — вопрос нравственного выбора гинеколога, а не качества профессии.

Нужно понимать, что зачастую превращает свою жизнь в ад сам человек. Хотя, конечно, в случае с крупье, стриптизерами и т. п. — это профессии, однозначно связанные с грехом.

— Но этим профессиям не учат в институтах и университетах.

— Нет, конечно, но этими профессиями можно зарабатывать деньги. Вопрос-то в другом. Почему древние христиане считали невозможным для христианина быть скульптором? По той же причине, по которой древним евреям, вышедшим из Египта, даны были заповеди, запрещающие делать изображения. Им нужны были жесткие условия, потому что у них ко всему языческому был слабый иммунитет.

В древнехристианскую эпоху человека повсюду окружали идолы, поэтому для новоначального было актуально вообще не делать никаких статуй и скульптур. Сегодня понятно, что скульптор не является греховной профессией, никто не вкладывает в эту деятельность языческого содержания. Но если, скажем, человек делает амулеты и продает их как приносящие счастье и удачу… мне кажется, это современные идолы, которые не следует делать христианину.

— Талантливый физик-ядерщик разрабатывает атомную бомбу. Его профессия греховна?

— Можно даже заострить вопрос и вспомнить конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова. Поставить вопрос так: грех ли работать на производстве автоматов и танков? Я думаю, это не то же самое, что работать на производстве топоров, хотя и топоры могут быть оружием, но изначально у них другая сфера применения — мирная. У оружия же принципиально не может быть мирной сферы применения. В каком-то смысле к физику-ядерщику, который изобрел атомную бомбу, гораздо меньше вопросов, чем к тем, кто занимается производством «калашникова».

Атомная бомба — это оружие устрашения, ее вряд ли станут применять. Она способна остановить или не допустить войну. А вот с надежным и простым в эксплуатации АК-47 все сложнее. Эти автоматы есть и у ливийских повстанцев, и у афганских талибов, и у боевиков многих стран. Значит, вновь все зависит от мотивации и нравственного выбора человека. Производит ли он оружие, чтобы заработать или чтобы сделать вклад в мир и охрану родины? Очевидно, что уж если производить оружие, то не для того, чтобы развязывать и вести войны, но чтобы останавливать и прекращать их.

Профессия или призвание

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: сила духа, терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество — это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

Источники

  • https://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-stat-svyashhennikom.html
  • https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/kak-stat-batyushkoy.html
  • https://edunews.ru/professii/obzor/drugie/svyashchennik.html
  • https://pravoslavium.ru/kak-stat-svyashhennikom-pravila-i-trebovaniya/
  • https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/kanonicheskoe-pravo/3_15
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5becef093835f900aafb6438/nemnogo-o-cerkovnoi-ierarhii-5c6a7f7ea4b16500aec9326c
  • https://FB.ru/article/174558/kak-stat-svyaschennikom-kak-stat-svyaschennikom-bez-seminarii
  • https://profguide.io/professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html
  • https://proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/kak-stat/kak-stat-svyashchennikom
  • https://syl.ru/article/284698/new_kak-stat-svyaschennikom-kak-stat-svyaschennikom-bez-seminarii
  • https://immanuilchurch-vladimir.ru/daty/kak-stat-katolicheskim-svyashchennikom.html
  • https://SoulOfOwl.ru/pravednaya-zhizn/kak-stat-batyushkoj.html

[свернуть]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]