Аудитор: что это за профессия, что нужно сдавать и где лучше учиться?


Официально такие специалисты, как аудиторы, появились в нашей стране чуть более четверти века назад. На сегодняшний день – это одна из самых востребованных и перспективных профессий. В обязанности сотрудника входит проверка экономической и хозяйственной деятельности предприятия, минимизация рисков работы организации в финансовой сфере, оценка законности действий сотрудников. До революции в России эти функции возлагались на юристов и секретарей. После нее аудитом занимались люди, получившие бухгалтерское образование. Уровень заработной платы профессионала зависит только от него самого и способен достигать внушительных показателей.

Кто такой аудитор

Аудиторы – это специалисты узкого профиля, которые проводят ревизию финансовой и экономической документации предприятий. Они занимаются этим с целью оценки законности деятельности конкретной компании или дают консультации по минимизации рисков, уменьшению затрат.

Человек, желающий освоить данную специальность, должен получить соответствующее образование в ВУЗе или на профильных курсах. Еще один обязательный момент – присвоение соискателю квалификационного аттестата и его зачисление в одну из саморегулируемых аудиторских организаций.

Перечень обязанностей и зарплата аудитора во многом зависят от направления его работы. Специфика работы сотрудника частного сектора связана с соблюдением интересов проверяемой компании. В его обязанности входит ревизия отчетности с целью выявления ошибок и нестыковок, которые способны стать причиной дополнительных трат или вопросов со стороны проверяющих органов. Государственный аудитор проверяет законность ведения деятельности фирмы – отсутствие попыток уйти от уплаты налогов и пошлин, выполнение обязанностей по контрактам, прозрачность сделок, выявление скрытых источников дохода.

Негативные стороны профессиональной сферы:

  • отсутствие нормированного рабочего дня;
  • постоянные разъезды и частые командировки;
  • сложности на старте – необходимо не только выучиться, но и получить квалификацию, набрать опыт для запуска карьерного роста;
  • выполнение монотонной и рутинной работы, которая связана с обработкой больших объемов информации за короткие сроки;
  • высокая степень ответственности, как для частных, так и государственных сотрудников;
  • необходимость постоянно заниматься самообразованием, находиться в курсе корректировок нормативных актов и правил ведения проверок.

К положительным моментам относят востребованность специалистов и высокий заработок опытных сотрудников. Несмотря на такое соотношение, плюсы и минусы направления практически уравновешивают друг друга по мнению самих работников. Человек, который понимает и принимает все особенности профессии, способен многого добиться в данной сфере.

Какие вопросы затронули изменения

Федеральный закон от 2 июля 2022 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Чем занимается аудитор

На практике должностные обязанности аудитора и его рабочий день способны выглядеть по-разному. При внешнем виде деятельности сотрудники профильных фирм проводят ревизии в небольших компаниях по заказу. Внутренние проверки характерны для крупных организаций, которые состоят из множества филиалов, офисов, подразделений.

Профессия аудитора подразумевает выполнение таких действий:

  • выезд на место проведения проверки;
  • сбор всей необходимой документации, оценка наличия требуемой отчетности и правильности ее составления;
  • проверка хозяйственной и финансовой деятельности компании;
  • составление отчета о проделанной работе и вынесение заключения;
  • предоставление консультаций сотрудникам или работником компаний по мере необходимости.

Аудиторская проверка может быть частичной или полной. Нередко специалистам приходится вникать в специфику деятельности компании, просматривать результаты предыдущих проверок. В их компетенцию входит осуществление запросов в банки, налоговые и таможенные органы, общение с клиентами и поставщиками, ревизия любых рабочих процессов на исследуемом участке. В зависимости от объема работ один аудит способен занимать от пары дней до нескольких месяцев.

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, о в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА) УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Публичные акционерные общества (ПАО)
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам*X
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг*X
Кредитные организации*X
Головные кредитные организации банковских групп*
Головные организации банковских холдингов*
Страховые организации*X
Общества взаимного страхования*
Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг*
Бюро кредитных историй*
Клиринговые организации*
Организаторы торговли*
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)*X
Управляющие компании инвестиционных фондов
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов*
Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов*
Государственные корпорацииX
Государственные компанииX
Публично-правовые компанииX
Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%X
Иные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»X

Требования к специалисту

Профильное образование позволяет будущим аудиторам получить базовые теоретические знания по направлению. Ряд навыков невозможно приобрести или выработать в процессе обучения. Практика показывает, что успехов в профессии можно добиться лишь при наличии ряда личных качеств. К ним относят ответственность, внимательность, хорошую память, аналитический склад ума. Рабочий процесс упростят высокий уровень коммуникабельности, принципиальность, эмоциональная устойчивость.

Сертифицированный аудитор должен обладать:

  • знаниями в области экономики, финансов, законодательства;
  • навыками составления и ведения документации и отчетности;
  • умением быстро вникать в особенности производственных процессов;
  • способностью отличать непреднамеренные ошибки от сознательных нарушений и фальсификаций.

Чтобы работать в престижной фирме, нужно дополнительно знать иностранные языки, уметь работать с разными видами программного обеспечения. Учёба для аудитора никогда не заканчивается. Постоянное совершенствование необходимо специалистам не только для развития и карьерного роста. Просто чтобы оставаться в этом виде деятельности надо постоянно быть в курсе меняющихся тенденций.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Как стать аудитором

Сегодня на аудиторов учат во многих ВУЗах страны, но для начала серьезной карьеры диплома недостаточно. Соискателям специальности необходимо получить высшее экономическое образование по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». После того, как базовая учеба окончена, следует набраться практического опыта, пройти профильные курсы и можно сдавать квалификационный экзамен. К последнему допускаются только те люди, которые не менее трех лет проработали в аудиторской компании по данному направлению, например, на должности помощника проверяющего. Только после этого сведения о новом аудиторе заносят в единую базу, и он получает возможность работать по специальности.

Где и сколько учиться на аудитора?

В зависимости от уровня начального образования сроки обучения составляют от 3,5 до 5,5 лет. При поступлении в профильные ВУЗы важны результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию. Для зачисления в самые престижные университеты по профилю может понадобиться прохождение дополнительного экзамена – информатика, иностранный язык.

Кто?

Внутренние аудиторы — это специалисты различного профиля: одни могут на высоком уровне разбираться в вопросах бухгалтерского учета, другие — быть ИТ-специалистами, третьи — техническими и т.д. Команда внутреннего аудита формируется, опираясь на многие факторы: сферу деятельности организации, ее стратегию, размеры, позицию на рынке.

Важно учитывать запросы и ожидания заинтересованных сторон, ведь если компания находится на стадии экстенсивного роста и в большей степени требуются консультативные услуги, профиль сотрудников внутреннего аудита должен быть одним, а если в большей степени требуются услуги по предоставлению гарантий, то профиль сотрудника должен быть уже иным. В совокупности команда должна быть сбалансированной и дифференцированной.

Зарплата и карьерный рост

Начинающим аудиторам до момента получения сертификата платят 25-30 тыс. рублей. Престижные компании данного профиля нередко приглашают в свои ряды стажеров, которые на начальном этапе вообще ничего не получают, зато имеют многообещающие перспективы. Средняя зарплата сертифицированного работника составляет 60-90 тыс. рублей.

Пределов оплаты труда в этой сфере практически не существует. Опытные сотрудники известных фирм получают от 200-300 тыс. рублей. Зарплата старшего аудитора или руководителя проверки способна исчисляться семизначными цифрами. Карьера проверяющего может развиваться не только по вертикали. Наличие знаний в сфере МСФО позволит устроиться на работу в международную организацию.

Соискателям перспективной и востребованной специальности перед началом профессионального пути стоит изучить не только описание направления, но и все его нюансы. Эта область способна стать основой яркой карьеры и финансовой независимости. При этом аудиторам нередко приходится сталкиваться со случаями мошенничества, угрозами, попытками подкупа. Сам рабочий процесс проверяющего состоит из обработки больших объемов информации, что не каждому оказывается под силу.

Что это такое?

Внутренний аудит имеет две основные функции:

  1. В первую очередь это предоставление объективных и независимых гарантий и консультаций с целью совершенствования работы организации.
  2. Также внутренний аудит помогает компании достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подходы к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Если понятия «повышение эффективности», «последовательный подход» и «достижение целей», как правило, не вызывают вопросов, то «предоставление гарантий и консультаций» ставит в тупик. Давайте разберемся. «Предоставление гарантий» (в контексте внутреннего аудита) — это, говоря простыми словами, подтверждение того, что компания идет по пути выполнения поставленных целей; того, что у нее есть все необходимые для этого ресурсы, а вся ее деятельность проходит в рамках закона. Эти подтверждения внутренний аудит предоставляет владельцам и акционерам компании.

То есть внутренние аудиторы проводят проверку какой-то области, процесса, направления деятельности и т.д. и предоставляют сводную информацию о том, что в проверенном месте та или иная система работает удовлетворительно или, наоборот, требует улучшения.

При этом внутренние аудиторы проводят консультации. Как правило, консультации запрашивает менеджмент компании и/или заинтересованные стороны.

Экономист

Если выпускник избрал для себя расчетно-экономическую деятельность, ему необходимо будет:

  • вести непрерывный мониторинг нормативной базы;
  • готовить сводки по расчетным показателям экономики;
  • составлять методические инструкции для анализа результатов работы компании.

Это направление предполагает выполнение общего блока заданий, которые составляют основу для детального изучения разных сфер бизнес-деятельности. Главными требованиями к специалисту выступают:

  • умение масштабно мыслить;
  • систематизировать большие объемы информации;
  • способность быстро адаптироваться к меняющимся правилам работы.

Также см. «Бухгалтер-экономист: образец резюме».

Аналитик

Научно-исследовательская область предполагает реализацию такого набора задач:

  • сбор и оперативная обработка учетных и статистических данных;
  • систематизация результатов анализа, грамотная их расшифровка в доступной для всех пользователей форме;
  • подготовка доказательной базы по каждому пункту аналитических выводов;
  • экономическое моделирование;
  • проведение комплексных исследований внутренней и внешней конъюнктуры;
  • составление обзоров по текущей ситуации на рынке.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]