Риск-менеджер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2022 году. Обзор профессии.

Риск-менеджеры, составляющие стратегии, проводящие исследования, идентификацию, контроль разных видов рисков, помогают избежать серьезных экономических и репутационных потерь компаниям. Специалисты позволяют сохранить доходность и эффективность бизнес-процессов в любых ситуациях. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Важные личные качества
  • Обучение на риск-менеджера
      Вузы
  • Место работы
  • Заработная плата
  • Зарплата риск-менеджера на март 2022
  • Карьерный рост
  • Профессиональные знания
  • Примеры компаний с вакансиями риск-менеджера
  • Краткое описание

    Человека, работающего в сфере финансов, отличающегося экономической грамотностью и аналитическим складом ума, называют риск-менеджером. Профессия недавно появилась на рынке услуг, но уже обрела огромную популярность, ведь инвестиционно-банковский и бизнес-сектор не могут эффективно работать, не привлекая этих специалистов.

    Для работы, связанной с поиском рисков и предупреждением их последствий, необходимо иметь высшее финансово-экономическое образование. Профессия молодая, поэтому сегодня в нее уходят финансовые аналитики, финансово-экономические менеджеры и другие специалисты, не понаслышке знакомые с бухгалтерским учетом, ценными бумагами, биржевыми рынками и т. д.

    Риск-менеджеры становятся незаменимыми сотрудниками в периоды нестабильных экономических ситуаций. Их оценки и рекомендации помогают компаниям избежать крупных потерь. Такие специалисты легко работают с математическими моделями, они являются великолепными аналитиками, которые составляют план действий и разные сценарии развития ситуации, что позволяет полностью контролировать работу компании в неблагоприятные периоды.

    Риск-менеджер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2022 году. Обзор профессии.

    Цель курса состоит в формировании на основе лучших мировых практик и стандартов навыков и компетенций, позволяющих Вам самостоятельно разрабатывать, внедрять и управлять комплаенс-системой компании.

    На занятиях будут изучены:

    • применение лучших практик и стандартов в сфере комплаенс;
    • комплаенс-риски и способы их минимизации;
    • построение реестра и карты рисков, практическое применение карты и реестра рисков;
    • принципы создания эффективных политик и процедур в сфере комплаенс;
    • методики проведения аудита комплаенс-системы;
    • место и роль владельцев рисков, комплаенс-офицеров и внутренних аудиторов в комплаенс-системы компании;
    • Защита комплаенс-системы перед заинтересованными лицами.
    • Курс рекомендован: юристам, внутренним аудиторам, работникам службы внутреннего контроля, топ-менеджерам и руководителям высшего звена, руководителям организаций госсектора.

    Программа обучения:

    1. Сравнительно-правовая характеристика комплаенса в США, Европе и России. Выбор модели комплаенс-системы компании
    • Комплаенс в США
    • Комплаенс во Франции
    • Комплаенс в Италии
    • Комплаенс в Германии
    • Комплаенс в Великобритании
    • Комплаенс в России.

    Изучаем некоторые руководящие документы регуляторов вышеуказанных стран в сфере комплаенс. Разбираем их плюсы и минусы, находим сходства и различия. Учимся международным требованиям по комплаенс.

    1. Стандарты в сфере комплаенса и управления рисками

    Изучаем практическое применение ряда международных стандартов и практик применительно к Вашему виду деятельности и специфике Вашей компании.

    Для изучения данного модуля Вы получите необходимые документы:

    • Стандарт ISO 19600 Системы менеджмента соблюдения – Руководящие указания
    • Стандарт ISO 31000 Менеджмент риска – Руководство
    • Документы COSO по управлению рисками
    • Директивы США по вынесению приговоров в части требований к комплаенс-системе
    • Для удобства документы переведены на русский язык.
    1. Соотношение комплаенс-рисков и регуляторных рисков, системы комплаенса и системы управления рисками

    Изучаем соотношение понятий, учимся правильной терминологии, узнаем практическое значение разделения понятий.

    1. Комплаенс аудит

    Изучаем, как регуляторы оценивают эффективность функционирования комплаенс-системы, узнаем, как самостоятельно оценить ее эффективность и разработать дорожную карту по усовершенствованию.

    Для изучения данного модуля Вы получите необходимые документы:

    • Руководство Уголовного отдела Министерства юстиции США по оценке комплаенс-программ компании.
    • Для удобства документ переведен на русский язык.
    1. Инструменты комплаенс-системы

    Изучаем, как создавать и практически применять реестры и карты комплаенс-рисков, процедуры и политики компании, рассматриваем современные технологии организации обучения сотрудников в сфере комплаенс.

    Для изучения данного модуля Вы получите примеры необходимых инструментов:

    • Реестр комплаенс-рисков
    • Карта комплаенс-рисков
    • Руководство по созданию политик компании (перевод с англ.)
    • Примеры основных политик компании
    1. Методология комплаенс-системы

    Изучаем, как определить риск-аппетит, идентифицировать комплаенс-риски провести их ранжировку и разработать средства митигации рисков.

    • Для изучения данного модуля Вы получите необходимую литературу на русском языке.
    1. Цифровые технологии в сфере комплаенс

    Изучаем, конкретный цифровой инструмент по дистанционному обучению в сфере комплаенс и контролю знаний. Тестируем на своих сотрудниках.

    1. Антимонопольный и антикоррупционный комплаенс

    Изучаем методику построения антикоррупционного и антимонопольного комплаенса.

    Для изучения данного модуля Вы получите:

    руководства США, Евросоюза, Великобритании, Франции, Италии и России по построению антимонопольной комплаенс-системы

    руководства по FCPA и UK Bribery Act на русском языке

    1. Построение комплаенс-систем по международным требованиям FCPA и UK Bribery Act

    Изучаем, как построить комплаенс-системы по требованиям иностранных регуляторов, какие особенности необходимо учесть.

    Для изучения данного модуля Вы получите:

    • Руководства по FCPA и UK Bribery Act на русском языке
    • Директивы США по вынесению приговоров в части требований к комплаенс-системе компании

    Вы научитесь:

    • Снижать риски деятельности компании и риск руководителя.
    • Выстраивать комплаенс-систему в организации и управлять ею.
    • Сможете улучшить действующие механизмы комплаенс-системы.
    • Получите шаблоны документов, которые сразу сможете применить в практической деятельности.
    • Научитесь применять международные стандарты.
    • Узнаете о решениях, которые позволяют управлять комплаенс-системой в компании.
    • Разрабатывать план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков.
    • Внедрять систему управления рисками в бизнес-процессы компании.

    Особенности профессии

    Профессия новая, к кандидатам на вакансию работодатели предъявляют огромное количество требований, ведь специалисты получают за свой труд высокий оклад, а от их работы зависят финансово-экономические показатели компании. Они работают в отделе управления рисками, имеют следующий круг обязанностей:

    • минимизация финансовых и других потерь компании, в которой специалист работает;
    • проведение работ по выявлению угроз финансовых и прочих потерь;
    • поиск источников рисков с помощью аудита, анализа решений, принимаемых высшим руководством, работы с отчетной документацией;
    • проведение анализа закрепленных рисков, разработка и последующая работа с картами рисков, другой методической документацией;
    • ежедневный мониторинг, анализ причин возникновения, фиксация рисков, организация процесса управления;
    • выполнение расчетов, тестирования используемых методов управления рисками;
    • ведение отчетности, хранение документов в личном рабочем архиве;
    • контроль выполнения поставленных задач;
    • методическое сопровождение сотрудников и высшего руководства.

    Что такое управление рисками

    С точки зрения науки риск-менеджментом будет называться некая система, которая предупреждает появление опасностей для бизнеса. Кроме того, утверждает автор практического пособия «Риски в торговле» для студентов направления экономической теории Елена Саркисова, риск-менеджмент должен предложить бизнесу три сценария выхода из ситуации:

    • Положительный исход, в котором риски оборачиваются на пользу бизнесу, и компания получает прибыль или доход от ситуации.
    • Отрицательный исход событий — предприниматель остается в убытке.
    • Нулевой результат — когда компания не заработала, но и не потеряла на ситуации.

    К этому определению стоит добавить мнение вице-президента компании Du Pont Сюзан Штальнекер:

    «Риск-менеджмент — стратегическое средство увеличения рентабельности и сглаживания непостоянства уровня прибыли».

    Можно сказать, что основная цель риск-менеджера — определить в организации такой набор действий, при котором получится риск превратить в прибыль или как минимум не допустить неблагоприятного результата. Для этого необходимо учитывать множество разнообразных факторов, способных оказать влияние на этот процесс.

    Плюсы и минусы

    Плюсы

    1. Профессия молодая и перспективная.
    2. Специалисты высоко востребованы в финансовой, банковской сферах, на биржевом рынке.
    3. Работа риск-менеджеров очень хорошо оплачивается.
    4. Эту профессию может выбрать любой специалист, имеющий образование в финансово-экономической сфере.
    5. Работа интеллектуальная, а не физическая.
    6. Перспективы карьерного роста, высокий социальный статус.
    7. Официальное трудоустройство, бонусы к заработной плате.
    8. Опыт работы можно получить в любой финансовой организации.

    Минусы

    1. Колоссальная ответственность.
    2. Рабочий день может быть ненормированным, но только в случае непредвиденных ситуаций.
    3. На солидный оклад претендуют лишь те специалисты, которые имеют опыт работы и отличные рекомендации.
    4. В течение 2-3 лет после окончания вуза приходится занимать непрестижную должность, вникая в особенности работы.

    Классификация рисков

    Какого-то устоявшегося разделения рисков на виды и категории нет — все зависит от специфики бизнеса. Например, можно попробовать разделить события, взяв за основу учебник по экономике «Экономические и финансовые риски. Оценка, управление…», авторы Шапкин А.С. и Шапкин В.А.

    Разделение ведется по сфере возникновения и сфере деятельности:

    • Производственный риск — невыполнение обязательств по созданию или поставке продуктов. Возникает в первую очередь из-за внутренних факторов, например, по причине неадекватного использования сырья.
    • Природно-естественные риски — ситуации, связанные с проявлениями природы. Например, сложности из-за стихийных бедствий. Или риски наступления ответственности из-за потенциального нанесения ущерба экологии.
    • Политические риски — это сложности, связанные со сменой законодательства, ужесточения отношения к предпринимательству или возможность изъятия имущества без адекватной компенсации.
    • Риск изменения покупательской способности денег — если в стране активная инфляция, снижаются реальные доходы клиентов бизнеса. В случае дефляции падает уровень цен, это ведет к понижению доходности компании.
    • Валютные риски — актуально практически для любого бизнеса. Если компания напрямую рассчитывается в иностранной валюте, стоит заняться диверсификацией финансовых потоков на разные валюты. От валюты зависят и расходы компании — например, если техника или сырье покупается за иностранные деньги. Валютные риски важно просчитывать и в случае инвестирования в капитал компании из-за рубежа.
    • Риск ликвидности — возможность появления дефицита наличных средств или иных активов, которые нужны для выполнения обязательств.
    • Риск контрагента — важность просчета сценария, в котором ваши партнеры не смогут выполнить обязательства. И из-за этого разрушится вся экономическая модель компании и ее бизнес-процессы.

    Видов рисков — десятки. В зависимости от компании, в классификацию стоит добавить репутационные сложности, проблемы с персоналом, если его сложно нанять, или, например, кредитные проблемы.

    Смотрите также: Корпоративная безопасность. 5 базовых угроз

    Время удержания позиции

    Процесс риск-менеджмента в биржевой торговле сталкивается с таким понятием как удержание позиции. Таким образом в этой сфере обозначают время вложения целевых средств. Например, период удержания может составлять пять лет. Это значит, что работать вложение будет не менее 5 лет, при этом постоянно будет проводиться мониторинг внешних условий.

    Этот параметр напрямую связан с предыдущим – соотношением угрозы к ожидаемой прибыли. Это объясняется просто: чем дальше находится цель, чем менее она достижима по теории вероятностей, тем больше времени необходимо выделить на её достижение. При этом фиксация прибыли, которую трейдер делает рано, может быть не своеобразной подстраховкой, а дополнительной проблемой в будущем.

    Процент прибыльных сделок

    Кроме коэффициента проигрыша-выигрыша, важным показателем при осуществлении рискового планирования является процент прибыльных сделок.

    Менеджмент риска оперирует таким понятием для регулирования заключения хороших, доходных для компании сделок. Это значит, что при увеличении процента таких сделок до пятидесяти менеджмент риска называет это точкой безубыточности, при которой затраты становятся равными полученной выручке.

    В биржевой торговле при применении основ менеджмент риска активно используется стратегия подсчёта процента прибыльных сделок по сравнению с неприбыльными. Например, менеджмент риска для трейдеров предполагает, что отношение прибыли к убытку должно быть хотя бы на 0,5 выше, чем соответствующее проценту количество прибыльных сделок минус 10%. Менеджмент риска в частности использует такой показатель как POR или величина разорения.

    Что должен делать менеджер по управлению рисками

    Если изучить вакансии риск-менеджера, то получается, что их должностные обязанности следуют из классификации рисков. Например, в зависимости от специфики бизнеса, необходимо:

    • Провести аудит производства и проанализировать, насколько эффективно построена система использования сырья, не грозят ли компании производственные проблемы.
    • Выявить ключевые метрики, которые помогут спрогнозировать потенциальные проблемы на производстве.
    • Сделать систему мониторинга безопасности производства, чтобы предупредить вред окружающей среде.
    • Создать возможности получения актуальной информации о законах, принимаемых в регионе работы компании. Сформировать запасные пути в случае, если бизнес-процессы будут нарушены из-за смены политической власти или отношений между странами. Например, если компания поставляет продукты в европейские страны, стоит на всякий случай внести поиск азиатских партнеров в стратегию развития бизнеса.
    • Обеспечить взаимодействие аналитиков и службы безопасности, которые должны изучать контрагентов и их финансовую стабильность.
    • Создать систему прогнозирования снижения покупательской способности у населения.
    • Убедиться, что бухгалтерская система работает надежно и в компании нет потенциальных кассовых разрывов.

    Список обязанностей будет меняться в зависимости от размера компании и ее задач.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]