При выборе будущего рода деятельности нужно учитывать многие факторы. И их, как показывает практика и информация на нашем телеграм-канале, гораздо больше, чем можно было предположить. И это не только творческие, технические или другие типы, но и профессии относительно объекта взаимодействия.
У нас уже есть статья из этого цикла про професси типа «человек-техника». Сегодня мы расскажем о целом спектре профессий из сферы «Человек-Человек». Как видно из названия, основным объектом профессиональной деятельности сотрудника в этом случае будут люди.
Давайте разбираться, какие именно профессии входят в классификацию типа «человек-человек», какие у них особенности и какими профессиональными качествами должен обладать представитель такого труда.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Характеристика профессий типа «человек-человек»
Сюда входят любые специальности, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством — те, которые предполагают общение и тесное взаимодействие с другими людьми.
Развиваться и совершенствоваться в этой области помогут такие предметы, как история, литература и другие, цель которых — изучение общества и людей.
Выбирать специализацию в этой сфере нужно на основе своих склонностей и индивидуальных интересов, а также на основе опыта участия или умения организовывать групповые или коллективные мероприятия.
В рамках этого типа профессии можно разделить на следующие подтипы видов деятельности:
- связанные с коллективами и людьми, управление производством;
- связанные с обучением и воспитанием, профподготовкой и организацией детских коллективов;
- связанные с материально-бытовым и торговым обслуживанием людей;
- связанные с руководством художественных коллективов и их информационным обслуживанием;
- связанные с информационным обслуживанием людей;
- связанные с медицинской и другим типом помощи людям.
Мастер маникюра
Профессия мастера маникюра отличается многогранностью. Данные специалисты занимаются не только дизайном ногтей. Сначала они подготавливают ногтевые пластины и кожу рук к дальнейшим процедурам. Комплекс по уходу подразумевает несколько манипуляций по типу:
- обработки ногтевых пластин;
- удалении кутикул;
- ногтевого формирования;
- запечатывания поврежденных ногтевых пластин;
- наращивания;
- проведения терапевтических процедур.
Если вы давно задумываетесь о том, чтобы записаться на курсы маникюра, рекомендуем cделать выбор в пользу колледжа «Галактика». Обучение здесь проходит в оснащенных всем необходимым оборудованием кабинетах. Со студентами взаимодействуют квалифицированные и опытные специалисты с огромным багажом опыта за плечами. Многие из них владеют собственными салонами, поэтому с трудоустройством в дальнейшем не возникнет проблем. Очередное преимущество данных курсов заключается в их приемлемой стоимости.
Особенности профессий типа «человек-человек»
Главная задача таких профессий — уметь взаимодействовать с людьми. Не сумеете наладить это взаимодействие, не получится и наладить работу. Например, неспособность воспитателя или руководителя наладить контакт со своими подопечными/подчиненными не даст ему успешно выполнять задачи и развиваться в профессии, связанной с общением с людьми.
Любая профессия, которая сюда относится, предполагает двойную подготовку: во-первых, быть квалифицированным специалистом в области производства/техники/науки/искусства, а во-вторых, устанавливать и поддерживать контакты с совершенно разными людьми, разбираться в них и особенностях их характера/поведения.
Социальный навык, который важен для представителя профессии «человек-человек» — это эмоциональный интеллект.
Юрист
Юристами называют специалистов в правовой области, которым хорошо известны законы и правовые нормы. Эксперты в сфере юриспруденции всегда были востребованными, сегодня они могут занимать самые разные должности (быть адвокатами или судьями).
В зависимости от того, какую конкретную должность занимает юрист, его обязанности могут различаться, но в целом они сводятся к следующему:
- подготовка заключений, претензий, исковых заявлений, локальных актов и других юридических документов;
- консультация клиентов, помощь в разрешении правовых споров и конфликтов;
- предоставление интересов физического или юридического лица в суде и других государственных органах.
Обучение на юриста является обязательным процессом для тех, кто в будущем планирует заниматься вышеописанной деятельностью. В колледже «Галактика» можно будет рассчитывать на получение обширной базы знаний, которой точно хватит, чтобы в дальнейшем активно развиваться по специальности.
Профессиональные и личностные качества профессий категории «человек-человек»
Для полноценного и продуктивного общения с разными людьми необходимо огромное количество энергии — порой, намного больше, чем при работе с техникой.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Представителям профессий, связанных с общением с людьми, крайне важно обладать следующими качествами:
- крепкая эмоциональная устойчивость;
- потребность в постоянном общении;
- способность улавливать настроение и мысли людей;
- умение разбираться в человеческих взаимоотношениях и намерениях;
- умение быстро находить общий язык с разными людьми;
- хорошая выдержка.
Теперь что касается более узких профессиональных умений:
- Хорошая речевая подготовка. Речедвигательным умениям нужно учиться так же, как обращению со сварочным проводом или сальто. Речь должна быть чёткой, раздельной, с удобным темпом, связной и ясной. Реплики и высказывания — понятными и однозначными.
- Физическая выносливость и внешняя привлекательность. Сюда же отнесем умелое владение мимикой и пантомимой, уместный стиль одежды. Ясно, что понравиться всем не удастся, но соблюдение определенного дресс-кода поможет завладеть симпатией максимального числа людей.
Очень важный навык для специальностей, связанных с общением с людьми — это умение слушать и слышать другого, не перебивая
Мастер по наращиванию ресниц (лешмейкер)
Мастер по наращиванию ресниц, также известный в качестве лешмейкера, является работником бьюти-индустрии, стилистом, который при наличии достаточного опыта способен:
- выполнить разные виды наращивания;
- консультировать клиентов;
- корректировать наращенные ресницы;
- разработать образ, подготовить ресницы к процедуре;
- выполнить ухаживающие процедуры, повысить качество бровей с ресничками;
- выбрать подходящие материалы для процедуры;
- окрасить, корректировать брови, выполнить стандартные виды макияжа.
Курсы наращивания ресниц в колледже «Галактика» включают практические и теоретические занятия. Программа подразумевает ознакомление с азами в данной сфере и обучение профессиональному использованию инструментов. Вы не будете вынуждены ежедневно посещать занятия, поэтому всегда найдете время для усвоения всего пройденного. Квалифицированные преподаватели дадут полезные советы и с радостью поделятся личным опытом.
Перечень профессий типа «человек-человек»
Самое время огласить весь список профессий типа «человек-человек» для девушек и парней после 9 и 11 класса, чтобы можно было выбрать для себя оптимальное направление:
- организатор праздников, свадеб, конференций, концертов, событий;
- агент;
- адвокат, юрист;
- няня, воспитатель, учитель, педагог, преподаватель, гувернёр, аниматор;
- администратор;
- актёр, артист, ведущий, тамада;
- бармен, официант;
- врач, доктор, дефектолог, логопед, косметолог, медсестра, хирург;
- гид, экскурсовод, сопровождающий экскурсионных групп;
- представитель гостиничного сервиса;
- сотрудник государственного управления, госслужащий, министр;
- дипломат;
- директор;
- инструктор, тренер, консультант;
- мастер производственного обучения;
- менеджер (по персоналу, по продажам, по туризму и так далее);
- продавец;
- психолог, социальный педагог, социальный работник;
- стоматолог;
- стюардесса.
Специалист, который работает в профессии типа «человек-человек», должен быть гибким и находить общий язык с другими
Обратите внимание, что в этом списке профессий, связанных с общением с людьми, большинство специальностей требуют особого и оптимистичного отношения к окружающим. Нужно уметь и сострадать, и радоваться за ближнего, быть отзывчивым и доброжелательным, готовым в любой момент прийти на помощь, быть терпеливым и снисходительным. Важно понимать, что такие люди служат народу в целом, а не отдельным личностям или группам. Отсюда и важность цели, предназначения каждой профессии.
Визажист
Визажистами называют специалистов, которые создают разные образы современными средствами нанесения макияжа. Эта профессия делится на разные направления, которые и определяют спектр обязанностей работника:
- визажист-мастер макияжа. Наносит косметические средства на лицо клиентов для скрытия его недостатков и подчеркивания достоинств. Услугами таких профессионалов часто пользуются перед свадебными и другими праздниками.
- визажист-стилист. Работает над созданием нового имиджа и образа. Осуществляет подбор подходящей техники для ежедневного макияжа;
- визажист-косметолог. Его задача заключается не только в подборе образа, но и обучении правилам по уходу за лицом и кожей.
Курсы визажиста в колледже «Галактика» — это качественное обучение у высококвалифицированных преподавателей, которые помогут студентам успешно реализовать себя в вышеописанной отрасли. По окончании обучения выдается диплом государственного образца, который открывает массу перспектив.
Противопоказания
Выбирать профессии, в которых работают с людьми и которые активно связаны с коммуникацией, не рекомендуется претендентам со следующими особенностями:
- дефекты речи, невыразительность речевых навыков;
- замкнутость, закрытость, погруженность в себя, необщительность;
- ярковыраженные физические недостатки;
- неаккуратность и нерасторопность;
- чрезмерная медлительность;
- равнодушие, нелюбовь к людям;
- корыстный интерес к людям.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Сегодня мы с вами рассмотрели особенности, характеристики и виды современных профессий типа «человек-человек». Такая информация многим поможет принять ответственное решение, подать документы в нужный вуз и стать представителем востребованной профессии, связанной с общением с людьми.
Ну а мы в свою очередь рекомендуем не забывать про сервис студенческой помощи, который будет рядом на протяжении всего обучения и подаст руку помощи, когда вы в этом будете действительно нуждаться.
Логист
С каждым годом востребованность логистов лишь растет, а все потому, что наблюдается активное развитие торгово-рыночных отношений. Данную профессию можно условно разделить на несколько видов: бывают транспортные, складские, товарные логисты. В целом их обязанности сводятся к следующему:
- общаться с клиентами и поставщиками, оптимизировать процесс хранения и перевозки продукции;
- формировать заказы, взаимодействуя с отделом закупок, отслеживать их выполнение;
- составлять оптимальные маршруты транспортировки груза.
Обучение логистов есть в колледже «Галактика», для поступления в который не требуются вступительные испытания. В учебном заведении присутствует вся необходимая материально-техническая база, которая позволит получить профессиональные знания и в дальнейшем поступить в ведущий ВУЗ, а затем быстро трудоустроиться на должность логиста.
Продажи
Прямая задача продажника – заговорить клиента и убедить его приобрести тот или иной товар. Такие кадры востребованы во многих местах. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на любой сайт по поиску работ. Данная вакансия встречается особенно часто.
Главная особенность – на эту должность можно даже не обучаться специальным образом. Большинство компаний предлагают обучение сами. Но если говорить о высшем образовании, советуем обратить внимание на следующие направления, доступные во многих экономических вузах: коммерция, торговое дело, маркетинг, товарный менеджмент и пр.
Коуч, тренер, консультант…
Но для начала – анекдот.
Почтальон разносит телеграммы. Звонит в дверь одной квартиры. Открывает ему пацан лет 10 — в красном шелковом халате, в одной руке – стакан виски, в другой — «Плейбой», в зубах — кубинская сигара. Опешивший почтальон спрашивает:
-А… родители дома?Пацан:— А сам-то как думаешь?
Так вот, на мой взгляд, этот вопрос – тренерский. Есть в арсенале бизнес-тренера такой приём – вернуть вопрос участнику, а если участник не справляется, то задать его всей группе. Как это работает? То, что люди нагенерировали сами – присваивается ими прочнее, чем если им это скажет кто-то даже самый авторитетный.
А вот если пацан сказал бы:
— А почему тебя это беспокоит? – вопрос получился бы психотерапевтическим. Однажды мой учитель в психотерапии рассказал нам про психотерапевтическую бестактность – так вот, это тот самый «бестактный» вопрос, от которого можно оттолкнуться и помочь клиенту многое про себя понять.
Третий вариант:
— А что тебе даст мой ответ? – это вопрос коучинговый, потому что помогает осознать важность происходящего здесь и сейчас, лучше понять собственные намерения и вектор движения.
Далее.
— Давай разберемся, что делать и в случае, если родители дома, и если их нет. И заодно – если дома только кто-то один из родителей… — это уже не вопрос, но реплика могла бы принадлежать бизнес-консультанту.
И, наконец:
— Подумай: а точно ли твои действия должны зависеть от таких условностей, как родители дома? – это вопрос, который мог бы задать ментор
–
гуру, наставник и вдохновитель вашего движения к жизненным целям.
Первое, что следует понять: все эти специалисты – представители так называемых помогающих профессий (в некоторых источниках еще можно встретить определение «хелперы»). Все эти специалисты помогают людям в их развитии – но по-разному.
Бизнес-тренер
(или просто тренер, если из контекста ясно, что речь НЕ о спорте) – это специалист по обучению взрослых. Задача бизнес-тренера – помочь работающим людям развить и усовершенствовать профессиональные навыки.
Основной метод обучения, применяемый для обучения взрослых, – бизнес-тренинг. В нём до 80% практики.
Как так? – спросите вы. Ведь обучение – это прежде всего знания, разве можно их получить через практику?
Задача бизнес-тренера – помочь работающим людям развить и усовершенствовать профессиональные навыки.
Дело в том, что бизнес-тренинг как формат обучения появился для тех, у кого уже есть опыт работы. И теоретические концепции при этом возможно осваивать именно через практические активности и анализ реального и игрового опыта: групповые дискуссии, игры и упражнения и т.п. Кстати, мини-лекции тоже никто не запрещает в тренинге. Ведь 20% для освоения теории у нас остается. Главное – чтобы эта теория была максимально прикладной.
Выбор тренинга как основного формата обучения взрослых продиктован необходимостью за короткое время получить реальный практический результат: чтобы специалист вернулся на рабочее место и сразу начал использовать изученное в работе. Впрочем, любой бизнес-тренер может провести и просто лекцию, и семинар, и вебинар, и мастер-класс…
Бытует ошибочное мнение, что бизнес-тренер – это тот, кто учит вести бизнес. Это лишь отчасти так: есть тренеры, специализирующиеся на теме предпринимательства. Но бизнес-тренер может обучать работающих взрослых и по другим темам: управленческое мастерство, управление изменениями, переговоры, техники продаж, маркетинг… Сегодня обучение в формате тренинга можно разработать и провести по любой теме, которая актуальна для конкретной компании.
Должен ли тренер быть экспертом-практиком в той теме, по которой ведет обучение? Долгие годы в тренерском сообществе ведутся ожесточенные споры по этому вопросу. Считается, что тренеру важнее быть специалистом в вопросах обучения взрослых, чем в теме тренинга. Речь не об отсутствии знаний вообще, а о том, что можно и не иметь серьезного практического опыта. Знания как раз важны – ценность работы тренера в том, что он умеет из больших пластов информации отобрать самую нужную именно для этих участников и провести концентрированное обучение с практическими активностями.
Мой опыт свидетельствует, что участники ценят именно тренеров-практиков. Это формирует больше доверия между тренером и группой – а значит, и обучение будет эффективнее.
Нужен ли тренер как штатная единица в бизнесе? Все зависит от реальной потребности в обучении: если компания растет, или если в ней наблюдается серьезная текучка (а значит, и регулярная подготовка кадров), если в ней существуют свои уникальные технологии и особенный продукт – обучение нужно. До поры до времени роль тренера может брать на себя руководитель или опытный специалист, но с ростом компании вопрос о специальном сотруднике встанет все равно.
Если же потребность в обучении нерегулярная и редкая – целесообразнее приглашать внешнего специалиста.
Коуч
– это отдельная профессия (возможно, вам знакомо слово «коучер», но сегодня оно устарело). Коуч – это не тренер, хотя многие тренеры сейчас имеют и квалификацию коуча: это помогает расширить «репертуар» профессиональных технологий.
Так кто же такой коуч?
Отталкиваться будем от слова «коучинг», который определяется основателем метода Тимоти Голви как «искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение».
Коучинг как метод помощи людям многое взял из психологии и психотерапии: например, коуч так же работает силой отношений, как и психотерапевт, работа ведется при помощи беседы и длится дольше одиночной сессии, если важны серьезные изменения. Но если психотерапевт и особенно психолог могут выдвинуть свои концепции относительно ваших проблем, дать совет или рекомендацию, домашнее задание, определить стратегию в работе с вами – то коуч-позиция подразумевает полную недирективность и следование за клиентом. Одна из основных идей коучинга состоит в том, что лучше самого человека о его целях и задачах не знает никто и что все ресурсы для достижения цели у человека есть – а задача коуча помочь эти ресурсы обнаружить.
Задача коуча — обнаружить у человека ресурсы необходимые тому, для достижения цели.
Часто коуча описывают словами «тот, кто задает неудобные вопросы». Что ж, это отчасти так и есть. Только речь скорее не о «неудобных» вопросах – а о тех, которые бы вы сами себе не задали, в силу, например, определенного «коридора» мышления или неосознаваемых психологических защит.
Ценность работы коуча именно в том, что он задает сильные вопросы, помогающие вам обдумать ситуацию и найти наилучшие решения, а также в умении качественно и глубоко слышать вас, в том числе «между строк» (на уровне вздохов, мимики, интонаций) — и подсветить вам что-то важное, чего вы пока не осознали. Суть коучинга в народе еще часто описывают словами «подумать об кого-то» — и такое определение мне очень нравится. Человеку нужен человек – в том числе и для мыслительной деятельности.
В каких случаях организации нужен коуч? Чаще всего он необходим лидерам и управленцам, в ситуации бурного роста компании, стратегических изменений, кризисов, новых проектов. Он нужен предпринимателям — идеологам бизнеса. Он нужен также и исполнителям, которым важно достичь высот в своей профессии и сделать карьеру. Словом, он нужен нам, где есть цель-вызов.
Консультант
– это эксперт в определенной сфере, например, финансы, маркетинг, HR. Консультанта приглашают, когда есть определенная управленческая задача, с которой существующими ресурсами организация не справляется.
Как правило, в роли консультантов выступают эксперты-практики, которые своими руками и умами осуществляли то, о чём консультируют: внедрение определенных систем учета, образование эффективных команд, проведение изменений и т.п.
Консультант — эксперт по конкретной тематике.
Консультант может работать в двух концептуально разных форматах: консультировать управленца — или же делать что-то вместо него. В первом случае консультант проводит встречу или серию встреч с управленцем, на которых объясняет ему, что и как необходимо сделать, и сопровождает его работу в процессе (реже – не сопровождает). Во втором – внедряется в систему организации на определенное время и сам выполняет то, что необходимо. Проекты бывают такие, что иногда требуется и целая команда консультантов.
Ментор
– это тот, кто довольно близко стоит к позиции консультанта и при этом столь же сильно отличается от него. Также часто ментора сравнивают с наставником. Но менторство шире и консалтинга, и наставничества. Если консультант помогает управленцу решить определенный управленческий челлендж, а наставник помогает новичку сформировать определенный, очень конкретный навык – то ментор серьезнее и масштабнее влияет на своего подопечного (которого принято называть менти).
Ментор – это человек, обладающий обширным и разносторонним жизненным и профессиональным опытом, комплексной экспертизой. Люди выбирают себе ментора из тех, кто для них является образцом профессионализма в широкой рамке, жизненного, профессионального и карьерного успеха. Это важный момент: ментора выбирают, основываясь на высоком уровне доверия к этому человеку, и дальнейшая работа ментора и менти идет в тандеме. Позиция ментора, помимо доверия, предполагает экспертность и директивность – ментор знает как, дает указания подопечному – и тот строго выполняет его задания.
Ментор подсказывает подопечному, как тот может достичь своей цели, знакомит его с нужными людьми или способствует этим знакомствам, вдохновляет его и поддерживает. Это очень широкая социально-профессиональная роль – и важным штрихом является то, что многие менторы работают не за гонорар, а pro bono – просто потому, что считают важным помогать другим, делиться своим опытом.
Институт менторства существует в основном не в рамках организаций, а для заинтересованных в развитии и успехе людей. Но идея настолько хороша, что менторство как систему понемногу начинают внедрять в компаниях.
Психолог
– это эксперт по внутреннему миру человека: он занимается изучением функционирования нашей психики и всех ее процессов – например, восприятия, памяти, мышления, речи и т.д.
Психолог помогает людям справиться с психологическими проблемами и травмами, например, выгорание, развод, утрата близкого человека, коммуникативные и отношенческие сложности, межличностные и внутриличностные конфликты и т.п. Психологическая консультация – это, как правило, разовая, короткая работа психолога с клиентом: клиент излагает свою проблему, психолог ее уточняет, диагностирует и дает клиенту рекомендации.
Существует еще такая профессия как психолог-психотерапевт (сейчас речь НЕ о специалисте с медицинским образованием). Работа психотерапевта нацелена на серьезные, глубинные изменения в человеке и длится долго: месяцами, а то и годами. При этом важным ее аспектом являются отношения психотерапевта с клиентом: чем они доверительнее, тем работа успешнее.
Психотерапевт и клиент встречаются с определенной периодичностью и обсуждают то, что происходит с клиентом. Психотерапевтом может выступать психолог, получивший образование в одном из методов психотерапии (например, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, позитивная транскультуральная психотерапия и т.д.).
В нашей российской практике психологи работают в организациях в основном в отделах оценки персонала. Они проводят разного рода диагностику кандидатов на вакансии и сотрудников компании, если предполагается карьерный рост.
В последние годы бизнес стал проявлять заботу о внутреннем ресурсе своих сотрудников и обращаться к специалистам за психологической поддержкой для своих сотрудников. Мне самой еще в начале 2000-х посчастливилось работать в компании, у которой был договор с психотерапевтическим центром, и любой сотрудник бесплатно для себя мог обратиться туда за помощью. Для меня это было отличным, вдохновляющим примером заботы бизнеса о своих сотрудниках. Важным аспектом такой помощи является конфиденциальность: ни содержание встреч с психотерапевтом, ни часто даже имена обратившихся не становятся известны работодателю.
Этот обзор по помогающим профессиям я написала потому, что сегодня на рынке существует огромная путаница.
Во-первых, часто непонятно, кто есть кто из специалистов и чем он может быть полезен организации, ее лидерам и сотрудникам.
Во-вторых, иногда психологами и коучами называют себя те, кто таковыми не является. Психология предполагает высшее образование или проф.переподготовку в соответствующей специальности; коучинг – обучение коучингу по программе, аккредитованной ICF — Международной Федерацией коучинга. Многие коллеги, консультирующие по определенным темам, называют себя коучами. Со всем уважением, если речь идет о предоставлении экспертом отраслевой прикладной информации, то это уже не коучинг. Вдохновляющие речи на огромные залы со сцены тоже не являются ни бизнес-тренингами, ни коучингом.
Во-третьих, многие специалисты накапливают в своем арсенале несколько помогающих компетенций. К примеру, знаю психологов, которые получили тренерскую подготовку, а затем прирастили еще и коучинговое образование. Я сама сначала получила квалификацию бизнес-тренера, затем — коуча, а затем – социального психолога. Так что не пугайтесь, если один и тот же специалист предлагает вам разные услуги. В наше время владеть несколькими профессиями – это норма.
Какой вывод можно сделать?
Выше были описаны профессии для общительных людей, которым легко взаимодействовать, контактировать, налаживать деловые отношения с клиентами и бизнес-партнерами. Это достаточно востребованные специальности, на них всегда есть спрос. После прохождения обучения по ним выпускники смогут устроиться на перспективную и высокооплачиваемую работу. Неоспоримое преимущество подобных профессий заключается в возможности реализации своего личностного потенциала и постоянной благодарности со стороны клиентов.
Садовник
Кто-нибудь видел садовника во время гнева? Довольно трудно найти хотя бы один такой случай, если он вообще когда-либо был, поскольку, профессия является одной из более приятных форм физической рабочей силы. Садовники, возможно, много не зарабатывают, но они – самые счастливые работники на планете, и легко понять, почему.
Существует много типов садовников, но в основном, они счастливы, проводя большую часть дня снаружи, в самые приятные времена года. Они должны наблюдать за тем, как плоды их труда процветают. Существует не так много профессий, где можно запачкать руки грязью и создать что-то настолько красивое. Речь идет об удовлетворенности работой. Возможно, вас заинтересует статья 15 растений, которые сделают воздух дома чище.