Автор: ПрофГид
Обновлено 6 апреля 2020
Гравировщик (нем. Gravieren — вырезать на чём-либо) – это специалист по гравировке рисунков, надписей, которые выполняются с помощью специальных инструментов. Существуют специальные гравировальные станки, бормашинки, дрели, пантографы и инструменты для ручной работы (резцы, штихели, иглы). Иногда используют метод травления кислотами при создании рельефных изображений на металле, стекле, дереве, пластмассе. Как правило, самые сложные и витиеватые узоры выполняются вручную. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
- Вузы
Обучение на гравировщика
Профессию гравировщика можно получить в профессиональных училищах (специальность «Гравировщик») или в ВУЗах (специальности «Технология художественной обработки материалов», «Технология обработки драгоценных камней и металлов»):
Профучилища:
- Профессиональное училище № 19;
- Профессиональное училище № 130;
- Художественный лицей № 303 г. Москвы.
ВУЗы:
- Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства;
- Московский государственный вечерний металлургический институт;
- Московский государственный горный университет;
- Московский государственный машиностроительный университет;
- Московский государственный университет приборостроения и информатики;
- Российский химико-технологический университет приборостроения и информатики.
Вузы
- Институт мехатроники и информационных технологий РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Технология художественной обработки материалов
4 года192 000 ₽/год
45 бюджетных мест
- Факультет технологии неорганических веществ и высокотемпературных материалов РХТУ им. Д.И. Менделеева Технология художественной обработки материалов
4 года
204 200 ₽/год
18 бюджетных мест
- Геологоразведочный факультет МГРИ-РГГРУ Технология обработки драгоценных камней и металлов
4 года
70 000 ₽/год
37 бюджетных мест
- Институт машиностроения и автомобильного транспорта ВлГУ им. Столетовых Технология художественной обработки материалов
5 лет
27 800 ₽/год
нет бюджетных мест
История граверного дела
Считается, что нанесение гравировки как искусство возникло около трёх тысячелетий назад, в Китае. Уже тогда мастера вырезали деления и замысловатые узоры на циферблатах солнечных часов. Несмотря на то, что мягкие резцы того времени плохо подходили для обработки любых твердых материалов, и были малопригодны даже для работы с драгоценными металлами, древним ювелирам удавалось создавать настоящие произведения искусства.
Греческие солнечные часы
Выполнять гравирование стало гораздо проще после того, как в VII веке до нашей эры греческие мастера открыли для себя закалку железа. После этого штихели — т.е. резцы, которые использует художник-гравер — приблизились по твердости к современным образцам, а мастера смогли полностью сосредоточиться на творческой стороне процесса.
Уже в IV веке до нашей эры гравировку использовали повсюду: при изготовлении линейных шкал к водяным часам и пластин для компчасов (аналог современного компаса), для создания ювелирных украшений и медалей. Кроме того, в древней Греции и Риме гравировкой украшали посуду и предметы быта, а кавказские граверы покрывали вязью орнамента и гравированными изображениями животных боевые топоры и другое оружие.
Удивительны образцы гравировки, оставленные мастерами древней Руси. Особенно интересны павловские замки для шкатулок. Это украшенные искусными узорами фигурки скоморохов и всадников, львов и русалок, журавлей и диковинных птиц.
Гравировка на изделиях из золота была популярна в древнем Египте, Сирии, Месопотамии и других странах Востока. В Средние века появилась традиция наносить на ювелирные украшения памятные надписи.
Русские печатные перстни, XV-XVI век
Надписями украшали перстни, броши, кулоны, браслеты, шкатулки, а также любые произведения ювелирного искусства.
Впрочем, действительно востребованным по всему миру граверное дело стало только спустя полторы тысячи лет — в середине XI века. Это была эпоха покорения океана, и созданные искусными граверами компасы и хронометры сыграли в ней совсем не последнюю роль.
Интересные факты о профессии
Штихель — основной инструмент гравировщика при ручной работе. Для нанесения линий разной ширины, глубины, формы существуют разнообразные виды сечений штихелей:
- Острый резец-шпицштихель для оконтуривания рисунка;
- Мессерштихель — ножевой резец для тонких глубоких линий;
- Фасетштихель — фасетный резец для широких неглубоких линий;
- Юстирштихель — юстировочный резец для закругляющихся линий;
- Флахштихель — плоский резец для плоских линий и выравнивания плоскостей;
- Болштихель — полукруглый резец для шрифтов, углублений и круглых выборок;
- Фаденштихель — нитяной резец для декоративных поделок.
История гравировки в России
Еще шесть веков спустя мода на граверное дело пришла в Россию, вместе с великими реформами Петра I. Ранее гравировкой массово украшали лишь деревянные обложки книг и некоторые предметы быта. Настоящий взлет искусства гравировки произошел в XVIII веке, и вновь из-за развития науки: Российской Академии наук понадобилось множество точных угломерных приборов.
Книга с резной деревянной обложкой
Интересно, что в этот же период граверное дело стало востребовано и среди населения: «фряжские листы» — резанные на меди и дереве гравюры — украшали дома купцов и аристократов. Кроме того, гравюры использовали в качестве поздравительных листов или памятных посланий.
Фряжский лист
В XVIII-XIX веке гравировкой пользовались для украшения оружия: искусные картины на холодно блестящей стали были визитной карточкой многих оружейников.
Ружьё работы Пауля Позера
Рерайтер – кто это и чем занимается?
Специалист, занимающийся переработкой созданного кем-то текста, называется рерайтером. За основу берётся один или несколько материалов и переписывается другими словами. Это нужно для того, чтобы сделать текст уникальным, но не потерять его смысл.
План работы рерайтера
- Получение технического задания от клиента. На этом этапе важно очень внимательно ознакомиться с заданием. Рерайтер уточняет все неясные моменты, чтобы потом не тратить время на исправления текста. Также нужно обратить внимание на сроки. Если специалист не уверен, что успеет отправить работу вовремя, следует сообщить об этом заранее.
- Изучение материала. Автор исследует все тексты, с которыми ему предстоит работать. Если тема неизвестна, читает информацию дополнительно.
- Написание текста. После изучения всех материалов по теме специалист работает над созданием уникального текста Каждый рерайтер выбирает свой метод переработки: изменяет структуру, добавляет списки, пересказывает исходный материал, добавляет новые данные.
- Окончательная проверка текста. Перед тем как отправить текст заказчику автор внимательно проверяет свою работу. На специальных онлайн-сервисах текст проверяется на уникальность, грамматические ошибки, заспамленность и по другим параметрам.
- Отправка работы заказчику. Основная работа рерайтером завершается и отсылается заказчику. В некоторых случаях клиент просит внести правки в текст. Автору нужно запастись терпением, потому что иногда заказчики бывают очень требовательны. Рерайтер вносит столько правок, сколько потребуется для клиента.
- Финальная проверка текста. Рерайтер после внесённых правок исследует текст на уникальность, грамматические и пунктуационные ошибки. После окончательных проверок направляет работу заказчику.
Джулия Варенски
Кастомный нож Курта Эриксона. Гравировка Джулии Варенски. Фото: warenskiknives.com
Творческий союз выдающегося американского найфмейкера Бастера Варенски (Buster Warenski) и его жены Джулии Варенски был хорошо известен в профессиональной среде США в годы. Их брак, заключенный в 1986 году, продлился почти два десятилетия. Бастер был талантливым гравером, но за время их брака Джулия не только переняла у него секреты мастерства, но и превзошла своего мужа и учителя. После того как Бастер ушел из жизни, Джулия продолжила изготавливать кастомные ножи с его лучшим учеником Куртом Эриксоном, и этот творческий союз в итоге тоже закончился браком. На Blade Show 2022 нож Джулии Варенски, созданный для компании , победил в номинации «Инвестиционный/коллекционный нож года».
Где учиться
Высшее образование для работы ювелиром не требуется. Освоить ремесло можно в колледже (техникуме, училище) или даже на курсах. Тем не менее, если вы хотите получить диплом по специальности именно в вузе, такая возможность у вас тоже есть. Примеры учебных заведений:
- Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова;
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна;
- Казанский техникум народных художественных промыслов;
- Уфимский художественно-гуманитарный колледж;
- Международная ювелирная школа (СПб).
Характеристика сотрудника
Решивший стать гравёром, прежде всего, должен иметь в себе творческие задатки, обладать художественным вкусом. Только потом можно думать о гибкости кистей и зоркости глаз, без которых также вряд ли получится стать первоклассным специалистом. Усидчивость, высокая концентрация, аккуратность – вот качества, которые помогут в совершенстве овладеть профессией гравёра.
Профессия гравёра должна обратить на себя внимание творческих людей, ищущих своё дело, ведь создание гравировок – очень интересный и творческий процесс, а люди, которые этим занимаются – создают красоту своими руками.
Как стать гравером
Что бы стать профессиональным гравером, необходимо пройти обучение либо в высшем учебном заведении, либо в профильном училище. Только следует понимать, что специалисты после ВУЗов имеют более высокую квалификацию.
После обучения, гравер должен иметь следующие навыки:
- Создавать модель изделия;
- Уметь профессионально подбирать материалы для изготовления изделий;
- Безошибочно выбирать методы обработки материала и необходимый для этого инструмент;
- Уметь самостоятельно производить чистку и заточку рабочего инструмента, владеть методами ухода за ними;
- Обладать умением выполнять регулировку и наладку аппаратов для гравировки.
Куда трудоустроиться?
Ниже приведен список:
- Ювелирные мастерские различных форм собственности;
- Свой бизнес;
- При ювелирных магазинах и сувенирных лавках;
- На фабриках производящих текстиль, полиграфических цехах;
- В ритуальных мастерских по изготовлению памятников и оградок.
Техники ювелирной гравировки
По технике выполнения ювелирная гравировка сегодня бывает ручной, фрезерной (в том числе алмазная гравировка) и лазерной, также применяется травление кислотами.
По технике выполнения ювелирная гравировка сегодня бывает ручной, фрезерной (в том числе алмазная гравировка) и лазерной, также применяется травление кислотами.
Ручная гравировка в ювелирном деле — это отнюдь не надпись на металлическом изделии, которую сделают в любом ТЦ. Инструмент для ручной гравировки — уже упомянутый штихель. На современном производстве художник-дизайнер делает 3D модель изделия — такая работа требует многих знаний, умений, навыков и опыта.
Художник прорабатывает все мельчайшие детали, и только после этого на современном оборудовании вырезается изделие. Но даже после самой точной техники, мастер вручную дорабатывает каждый рисунок. Здесь подход гораздо серьезнее, а результат работы смогут оценить не только заказчики-покупатели, но и коллеги-профессионалы.
Гравер не имеет права на ошибку: любое дрожание руки может бесповоротно испортить изделие. Ручная гравировка — это «ювелирная работа» в самом прямом смысле слова. Сегодня специалисты-граверы, работающие вручную, делают то же, что их предшественники тысячи лет назад. Украшение с ручной гравировкой по-настоящему уникально, другого такого не отыщется в целом свете.
Можно обрабатывать предметы бором, или фрезой. Существует великое множество фрезерных станков и насадок к ним: от пресловутой бормашины до алмазного фрезерного гравировального станка. Алмазная фреза оставляет на поверхности изделия глубокие четырехгранные ямки, создавая эксклюзивное объемное изображение.
Создатель ювелирного дома «Квашнин» выпустил большое количество ювелирно-граверного инструмента, запатентованного Роспатентом. Это оборудование дает возможность выполнять сложнейшие ювелирные работы, украшать гравировкой наградные знаки, медали, кубки.
Настоящее открытие современности — лазерная гравировка. Специальные станок программируется на нанесение определенного изображения, после чего в него помещают заготовку. Лазер испаряет частицы металла, изменяя его структуру и цвет, в результате получается фотографически четкое изображение. Особенной популярностью пользуется лазерная гравировка для изготовления религиозных украшений, в частности нательных икон.
Ювелирная гравировка сегодня
Гравировка остаётся самым лучшим способом сделать украшение или сувенир по-настоящему уникальным, придать ему особенную ценность. Эта техника применяется для нанесения надписей и рисунков на:
- Кольца;
- Таблички;
- Свадебные замки;
- Шкатулки;
- Медали;
- Перстни;
- Часы;
- Браслеты;
- Кулоны, ожерелья и другие украшения.
Вы ищете высокопрофессиональных мастеров граверного дела? Просто обратитесь в ювелирный дом «Квашнин»: мы сможем выполнить макет любой сложности: качество полученного результата и его высокая художественная ценность позволит с трепетом хранить изделие и передавать его из поколения в поколение.
comments powered by HyperComments
Шорник, который «одевал» лошадей
Сегодня прилагательное «зашоренный» используют достаточно часто. Подразумевают под этим человека, который отличается упрямством, неспособностью воспринимать и адекватно оценивать мнение людей, отличающееся от собственного. На самом деле шоры – это элемент сбруи, а именно специальные наглазники. Предназначались они для отсекания обзора – лошадь должна была смотреть вперед и не отвлекаться на происходящее слева и справа от нее.
Благодаря шорам и появилось название востребованной на Руси профессии – шорник. Такие мастера делали не только шоры, но и уздечки, седла, стремена. Это было ответственное и непростое дело, так как к лошадям относились с большим вниманием, старались содержать их правильно, чтобы они служили как можно дольше.
Граверное дело в СССР
С приходом к власти большевиков многие ювелиры были подвергнуты гонениям, а предметы роскоши стали считать преступлением против идеологии. Впрочем, на развитие граверного дела смена власти повлияла… положительно. Да-да, снова наука.
Уже в 1922 году творцам новой эпохи понадобилось колоссальное количество сеток, шкал, лимбов и различных деталей для приборов. А в 26-м году, с созданием лаборатории научной фотографии, стало очевидно: спрос на мастеров граверного дела будет только расти.
Отметим, что в эти годы граверное мастерство вышло на новый уровень: используя комбинированные и фотографические методы, ювелиры могли наносить обозначения и деления с невероятной точностью.
Мастера гравёрного дела
С расцветом гравёрного мастерства в России на Ленинградском и Московском монетных дворах (а позже, в XX веке, и в Гохран России) была воспитана целая плеяда достойных гравёров. В наших статьях можно подробно прочитать про мастеров разных веков, а здесь мы коснёмся истории жизни и работ трёх особо выдающихся гравёров, каждый из которых внёс громадный вклад в развитие русского ювелирного дела.
Иван Алексеевич Соколов
Иван Соколов родился в самом конце правления Петра I. Он стал одним из самых выдающихся мастеров гравюры в истории императорской России. Будущий «художник по меди» учился в художественных классах при Санкт-Петербургской академии наук: рисованию у Шумахера, гравировке у Христиана Альберта Вортмана и Оттомара Эллигера.
В 1745-м Иван Соколов стал главным мастером Академии. За следующие 12 лет он подготовил множество гравёров и сделал всё для того, чтобы гравировальное искусство в России ничем не уступало достижениям западных ювелиров.
Сам Соколов был великим мастером парадных портретов – резных картин, повторяющих живописные оригиналы. Соколову удавалось добиваться невероятной реалистичности материалов и предметов, запечатлённых в его работах: он точно передал шелковистую текстуру меха и мягкое сверкание дорогих тканей, холодные отблески металла и мягкие линии волос. Каждая из работ Ивана Соколова была не просто репродукцией живописи, но настоящим произведением авторского гравёрного искусства.
Михаил Евлампиевич Перхин
Михаил Пёрхин – выходец из семьи крестьян, которые за оказанные Отечеству услуги были освобождены от службы и податей. В 18 лет Михаил уехал в Петербург на заработки, поступил в обучение к ювелиру и навсегда связал свою жизнь с «золотых дел ремеслом». Уже в 26 лет (1886 год) он получил высокое звание мастера и был приглашен работать в мастерскую Фаберже.
Михаил был настоящим гением ювелирного дела: всего спустя два года он открыл собственную мастерскую, стал главным мастером «Фаберже» и получил право на личное клеймо: инициалы «М. П.». Именно этим клеймом украшены 28 из 54-х императорских пасхальных яиц, в том числе такие прославленные работы, как:
- «Бутон розы»;
- «Дворцы Дании»;
- «Транссибирский экспресс»;
- «Мадонна Лилия»;
- «Медный всадник»;
- «Гатчинский дворец» и т. д.
Михаил Евлампиевич Перхин был главным мастером дома «Фаберже» на протяжении 18-и лет. За это время он стал настоящей легендой русского ювелирного искусства в целом, и гравёрного мастерства в частности.
Антон Фёдорович Васютинский
Если говорить о развитии медальерного искусства в России, то первым, о ком стоит вспомнить, будет Антон Фёдорович Васютинский. Этот мастер окончил Академию Художеств в 1888-м году, а уже в 1891-м его работы – медали, представленные на выставке в Париже – были отмечены Почётным дипломом.
С 1893 года Васютинский был старшим медальером на Петербургском монетном дворе. В 1920 году он стал помощником управляющего Медальной и вспомогательными частями (естественно, монетный двор уже стал Ленинградским), в 1922 – управляющим, а в 1926 – главным медальером.
Хотя большую часть жизни мастер работал в Российской Империи (например, именно из-под его руки вышел юбилейный рубль к 300-летию дома Романовых в 1912 году), действительно великий вклад в развитие гравёрного дела он внёс уже в СССР.
Именно Васютинский сделал всё для того, чтобы при Академии Художеств открылось медальерное отделение. Его учениками были Н. А. Соколов, В. В. Голенецкий, С. Л. Тульчицкий и другие выдающиеся мастера. Фактически, Васютинский создал целую школу отечественных медальеров.
Из личных работ Васютинского можно отметить штемпели к монетам СССР: 10, 15 и 20 копеек, серебряные 50 копеек и рубль, золотой червонец. Также он был одним из мастеров, работавших над созданием штемпеля ордена Ленина.