Кто такой режиссёр?
Режиссер-постановщик (фр. régisseur, от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
- Примеры компаний с вакансиями режиссера-постановщика
Заработок и профессиональные перспективы
Как и большинство творческих профессий, режиссура не относится к числу востребованных. Устроиться постановщиком в местный дом культуры или в театральную студию несложно, однако на оклад выше 30 тысяч рублей в месяц рассчитывать не стоит. По-настоящему высокие зарплаты и гонорары получают лишь сотрудники телеканалов и режиссеры коммерчески успешных проектов – в частности, популярных фильмов и шоу-программ. В театрах постановщики в среднем зарабатывают меньше, но конкретная сумма зависит от региона и от того, насколько известен режиссер в России и за ее пределами.
Труднее всего в профессии приходится новичкам. Продюсеры стремятся делать ставку на опытных мастеров, поэтому выпускники вузов часто остаются не у дел. Многое решают связи. В то же время не стоит забывать, что режиссер – профессия творческая, и успех в ней немыслим без таланта, который раскрывается только за счет упорного труда. Верно и то, что даже наиболее одаренные выпускники редко становятся постановщиками сразу и начинают карьеру с должности ассистента или, в лучшем случае, второго режиссера. И это нормально, поскольку такая работа погружает молодого специалиста в творческий процесс и готовит к ответственности, которая ляжет на его плечи, когда он станет постановщиком сам.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия режиссер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Особенности профессии
Режиссер-постановщик отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.
Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.
Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.
Опишем некоторые варианты этой профессии.
В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке: выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.
Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера. Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка – это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра – сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.
Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.
Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.
Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.
Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время – Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова – событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».
В чем заключается работа
В рамках творческого процесса режиссер решает одновременно множество задач: корректирует сценарий, назначает актеров на роли, проводит репетиции, руководит съемкой в кино и на телевидении. Конечно, непосредственно операторской работой, звукозаписью, освещением и разработкой декораций занимаются специалисты с соответствующим образованием. Но они, как и все участники творческого процесса, действуют сообразно с волей постановщика. Он – источник всего, что происходит на сцене или съемочной площадке.
Обучение на Режиссера-постановщика
Драматический и музыкальный театр
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
- Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»
И др. вузы театрального искусства.
Цирк, шоу-программы
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
- Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кино и телевидение
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
- Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.
Вузы
- Режиссерский факультет ТИ им. Б. Щукина Режиссер драмы
4 года26 бюджетных мест
- Факультет анимации и мультимедиа ВГИК Режиссура кино и телевидения
5 лет
322 000 ₽/год
42 бюджетных мест
- Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова Режиссура кино и телевидения
5 лет
275 475 ₽/год
4 бюджетных мест
- Факультет информационных технологий МГППУ Режиссура кино и телевидения
5 лет
265 000 ₽/год
10 бюджетных мест
Известные представители
К наиболее известным представителям профессии относят:
- Кристофера Нолана, ставшего одним из самых кассовых режиссеров за всю историю киноиндустрии.
- Мартина Скорсезе, снимавшего гангстерские киноленты и популяризировавшего это направление.
- Альфреда Хичкока, родоначальника жанра триллер.
- Стенли Кубрика, влиятельнейшего кинематографиста конца XX ст.
- Стивена Спилберга, самого известного кинорежиссера в истории Соединенных Штатов Америки.
- Квентина Тарантино, внедрившего в киноиндустрию постмодернизм.
- Хаяо Миядзаки, японского режиссера и создателя жанра аниме.
Андрей Прикотенко
В 1998 году окончил мастерскую В. Фильштинского в РГИСИ, и уже в 2003 году его спектакль «Эдип царь» был удостоен «Золотой маски». Режиссер начинает много ставить в Петербурге, Москве, в других городах России. С 2007 по 2009 гг. был главным режиссером Рижского театра русской драмы. С 2022 года руководит Новосибирским театром «Старый дом».
Спектакли Прикотенко — яркая острая форма и очень внятное содержание. О высоком режиссер старается говорить ясно, просто, избегая ненужного пафоса. Внимание зрителя постановщик держит неожиданными ходами, новым взглядом на привычное, не чураясь трюков, которые всегда старается наполнять смыслом.
Где смотреть спектакли А. Прикотенко:
- БДТ им. Товстоногова — «Калека с острова Инишмаан» М. МакДонаха, «Лето одного года» Э. Томпсона.
- В Московском академическом театре Сатиры — «ОПЕРАНИЩИХ» по пьесе Дж. Гея.
- В Новосибирском театре «Старый дом» — «Идиот» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» по Л. Толстому, «Петерс» по рассказу Т. Толстой, «Sociopath/Гамлет» по У. Шекспиру, «Вишневый сад» по А. П. Чехову.
Денис Бокурадзе
Имя режиссера Дениса Бокурадзе ярко прозвучало в 2015 году, когда на «Золотую маску» приехал спектакль Новокуйбышевского театра-студии «Грань» «Корабль дураков» по средневековым фарсам. С тех пор спектаклей Бокурадзе ждут.
Денис Бокурадзе берется за сложную и редкую литературу.
Где смотреть спектакли Бокурадзе:
В Новокуйбышевском театре-студии «Грань» — «Корабль дураков» по средневековым фарсам, «В сапоге у бабки играл фокстрот» С. Пелтола, «Манкурт» по Ч. Ай В. Шекспира, «Дракон» Е. Шварца, «Театр мудрого Дурачины» М. Сервантеса.
Выбор специализации
Начнём с того, что профессия «режиссёр-постановщик» – это весьма обширное понятие. Ведь есть специалисты, которые работают исключительно с документальными фильмами. А есть те, кому намного ближе мультипликация. Поэтому давайте разберёмся в том, на какие же узкие специализации делится профессия:
- Театральное направление. В этом случае специалист изначально учится управлять атмосферой, царящей на большой сцене. Все его навыки будут нацелены на организацию спектаклей и театральных постановок.
- Цирковое искусство. Работа с артистами на манеже сильно отличается от создания привычных постановок в театре. Например, неправильная подготовка к выступлению гимнастов может привести к серьёзным травмам. А если сделать номер слишком простым, то зритель не получит тех эмоций, ради которых он пришёл на представление.
- Телевиденье. Это направление весьма многогранно – оно включает в себя ряд отдельных категорий. Например, некоторые режиссёры-постановщики специализируются исключительно на ТВ-шоу, другие создают фантастические блокбастеры, а третьи, и вовсе, снимают музыкальные клипы.
Михаил Бычков
Это маститый постановщик и крупный театральный деятель, основатель Воронежского Камерного театра, создатель Платоновского фестиваля искусств.
Режиссура М. Бычкова соединяет в себе острый взгляд художника-современника на наш сегодняшний мир с его резкими ритмами и вычурными формами и мощную школу русского психологического театра. В спектаклях Бычкова — точнейший разбор пьесы, острая форма и неожиданные смыслы. Спектакли, поставленные М. Бычковым, частые участники и лауреаты Национального театрального фестиваля «Золотая маска».
Спектакли Михаила Бычкова нужно искать:
- В Воронежском Камерном театре — «Антигона» Ж. Ануя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Дураки на периферии» А. Платонова, «Гроза» А. Н. Островского, «День города» (вербатим), «Кабала святош» М. Булгакова.
- В Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта» — «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Человек из Подольска» Д. Данилова.
Отзывы специалистов
Валерий, 45 лет, г. Кривой Рог
Начал свою карьеру с написания сценариев к различным праздникам, мероприятиям и корпоративам. Я выдавал нестандартные идеи, и мне за них предлагали хорошие деньги. Затем я стал сам делать постановки, нанимать актеров для участия в них. Достаточно быстро я вырос в доходе, было много заявок на мои услуги. Позже мне предложили работать на телевидении в качестве режиссера-постановщика шоу. Уже более 6 лет я работаю в Киеве, открыл свою режиссерскую школу.
Анатолий, 37 лет, г. Днепр
Режиссура меня привлекла тем, что здесь нет никаких рамок и ограничений, только полет фантазии и свобода самовыражения. Я могу реализовывать весь свой творческий потенциал, чем и занимаюсь уже 12 лет. Для меня это не просто профессия, а возможность создавать искусство, радовать людей и мотивировать их менять свою жизнь к лучшему.
Однако режиссеру необходимо не только иметь креативное мышление, но и чувствовать грядущие тенденции быстрее других и успевать воплощать их в жизнь. Мы работаем по много часов в сутки и очень устаем не только физически, но и морально. На то, чтобы восстановиться, требуется много времени.
Александр, 38 лет, г. Харьков
Сейчас потребление видеоконтента увеличивается с каждым днем, требуются качественные специалисты в области видеомонтажа, написания сценариев, разработки идей и костюмов и т. п. Я недавно открыл свою режиссерскую школу, и уже сейчас поступает множество заявок на новые кадры. Я считаю, что спрос на профессию в дальнейшем будет только расти.
Новичкам необходимо повышать свой уровень профессионализма: проходить курсы повышения квалификации, много работать в различных проектах, чтобы набраться опыта. Сделать карьеру в этой сфере сложно: нужно стать востребованным профессионалом.
Вам также может быть интересно
- Сценарист За кадром кинофильма, сериала, рекламного ролика стоит множество людей – продюсер, режиссер, монтажер и сценарист….
- Мультипликатор Профессия мультипликатор очень востребована, поскольку мультфильмы смотрят не только дети, но и взрослые. Кроме того,…
- Тест на профориентацию: «Кем стать?» Здесь вы можете пройти тест, состоящий из 30 пунктов, который ориентирован на измерение ваших интересов,…
- Филолог Чтобы разобраться в особенностях профессии филолог, необходимо дать определение термину «филология». Дословно он означает «любовь…
- Тракторист В XXI в. профессия тракториста не столь популярна, как в прошлом 100-летии. Однако работники, умеющие…
Борис Павлович
О режиссере-интеллектуале Борисе Павловиче театральная публика услышала в 2006 году, когда он возглавил Кировский «Театр на Спасской» и сделал этот театр известным. Страстная любовь к чтению, прекрасное понимание сути театра (по первому образованию Павлович театровед) помогают ему выбирать для своих постановок мало кому известные или уже изрядно забытые произведения и формировать интересную афишу для театра.
После Кирова Павлович несколько лет проработал в БДТ им. Товстоногова, где активно занимался социальными проектами. Сейчас сотрудничает с фондом «Антон тут рядом» (Центр системной поддержки людей с аутизмом), много ставит в городах России.
Спектакли Б. Павловича создаются только на хорошей литературе. Это тонкий и изысканный сплав глубокой авторской мысли, сегодняшнего взгляда на мир, неожиданного подхода к теме.
Спектакли, поставленные Б. Павловичем, можно увидеть:
- В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» — «Пианисты» К. Бьернстада.
- В БДТ им. Г. Товстоногова — «Язык птиц» Ф. Аттара.
- В Петербургском фонде «Альма Матер» — мюзикл «Жаль, что тебя здесь нет».
- В Санкт-Петербургском театре на Литейном — «Лавр» Е. Водолазкина.
- В Санкт-Петербургском театре «Karlsson Haus» — «Вещественные доказательства».
- В Хабаровском ТЮЗе — «Жизнеописания трубадуров» по средневековой поэзии.
- В Московском электротеатре «Станиславский» — музыкальный спектакль «Ноябрь» (проект О. Нестерова).
- В Ярославском академическом театре драмы им. Ф. Волкова — «Циолковский» Б. Павловича.
Немного истории
Первые упоминания о режиссёрах датируются серединой XIX века. В те времена это понятие относилось к человеку, управляющему театральными постановками. По большому счёту, единственной его задачей было грамотно расставить актёров на сцене и следить за тем, чтобы они не напутали слова. И лишь в начале XX века полномочия режиссёра расширились до управления всем происходящим на представлении. При этом следует запомнить один важный момент: все обязанности и права режиссёра-постановщика были учреждены в стенах театра. То есть, изначально эта профессия появилась именно там, и нигде иначе. А значит, театр – это истинный дом всех режиссёров.