Железнодорожная отрасль – одна из крупнейших в Российской Федерации. В ней занято более одного миллиона человек. Такой объем, а также динамика роста и развития железнодорожной индустрии в России обеспечивают постоянный спрос на квалифицированных работников по профессиям, связанным с железной дорогой. В связи с чем железнодорожные профессии и специальности еще долго будут широко востребованы на рынке труда.
Пройти обучение на жд профессии вы можете в учебном , который специализируется на обучении железнодорожников. Поскольку работа в железнодорожной сфере сопряжена с очень большой ответственностью и рисками все образовательные программы, по которым проводится обучение в АНО ДПО «ПромРесурс», были согласованы с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Министерством транспорта и ОАО «РЖД» — обязательное требование законодательства!!!
Полный список профессий на жд транспорте, обучение по которым проводится на базе учебного расположен ниже. Для получения подробной информации по жд профессии пройдите по соответствующей ссылке.
История
Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.
В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.
Список железнодорожных профессий:
- Бригадир пути;
- Водитель дрезины;
- Дежурный по переезду;
- Дежурный стрелочного поста;
- Кондуктор грузовых поездов;
- Контролер состояния железнодорожного пути;
- Машинист автомотрисы;
- Крановщик (машинист) железнодорожного крана;
- Машинист железнодорожно-строительной машины;
- Машинист локомотива;
- Машинист мотовоза;
- Машинист пескоподающей установки;
- Машинист тепловоза;
- Машинист электровоза;
- Монтер пути;
- Обслуживающий персонал перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом;
- Обходчик пути и искусственных сооружений;
- Оператор дефектоскопной тележки;
- Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров;
- Оператор по путевым измерениям;
- Оператор поста централизации;
- Оператор сортировочной горки;
- Осмотрщик вагонов;
- Осмотрщик-ремонтник вагонов;
- Поездной электромеханик;
- Помощник машиниста тепловоза;
- Помощник машиниста электровоза;
- Приемосдатчик груза и багажа;
- Приемщик поездов;
- Проводник пассажирского вагона;
- Проводник по сопровождению груза и спецвагонов;
- Промывальщик-пропарщик цистерн;
- Регулировщик скорости движения вагонов;
- Ремонтник искусственных сооружений;
- Сигналист;
- Слесарь по ремонту подвижного состава;
- Составитель поездов;
- Электромонтер контактной сети;
- Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи;
- Электромонтер СЦБ;
- Электромонтер тяговой подстанции.
Описание и характеристика
Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:
- рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
- служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).
По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.
К
- К — 1. купейные вагоны; 2. начальник контейнерной службы дороги
- КБ — купейные вагоны с буфетами;
- КВР — капитально-восстановительный ремонт;
- КГМ — комплекс горочный микропроцессорный;
- КК — козловой кран;
- КЛУБ — комплексное локомотивное устройство безопасности;
- КОМ — машина для очистки кюветов;
- КП — 1. контрольный пост; 2. колёсная пара;
- КПА — контрольный пункт автосцепки;
- КПД — контроль параметров движения (электронный скоростемер);
- КР — 1. купейные вагоны с радиоузлом; 2. капитальный ремонт;
- КРП — 1. контрольно-ремонтный пункт; 2. капитальный ремонт с продлением срока эксплуатации.
Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО «Российские железные дороги». Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.
Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:
- «подвижной состав железных дорог» по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
- «эксплуатация железных дорог»,
- «системы обеспечения движения поездов» по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
- «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»,
- «технология транспортных процессов».
В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:
- «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»,
- «электроснабжение»,
- «организация перевозок и управление на транспорте»,
- «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»,
- «автоматика и телемеханика на транспорте».
Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.
В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:
- Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
- Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
- Иркутский ГУПС,
- Омский ГУПС,
- Петербургский ГУПС,
- Ростовский ГУПС,
- Самарский ГУПС,
- Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
- Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).
Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.
Трудоустройство
Основные требования к кандидату:
- Для успешной карьеры и гарантированного трудоустройства необходимо наличие ЖД образования.
- Стажировка или практика в РЖД. Этот вариант желателен для тех, кто окончил не профильный ВУЗ. К слову, студент техникума или университета путей сообщения может быть трудоустроен на время летних каникул или в период прохождения практики.
- Хорошее физическое здоровье и допуск после медицинского осмотра.
С чего начать:
- Найти вакансию.
- Подготовить необходимый пакет документов и заполнить анкету. Список и образец анкеты можно найти на официальном сайте компании в городе соискателя. Подать анкету, желательно через официальный сайт РЖД или на сайте учреждения.
- Пройти первое собеседование, которое состоится по телефону и в том случае, если поданная анкета заинтересовала работодателя.
- Сдать онлайн–тесты РЖД. Оценка знаний и компетенций соискателя — обязательный этап трудоустройства. Тестирование включает в себя: психологические опросники направленные на выявление мотивации и личной заинтересованности, выявление интеллектуального уровня и обязательно, определение степени профессиональной готовности. Примеры тестов можно найти на официальных сайтах по тестированию в РЖД.
- По результатам первого собеседования, тестирования и изучения поданных документов — пройти второе собеседование. Как правило, оно состоится через 5 — 6 дней после отклика на вакансию и, если все предыдущие этапы пройдены успешно. Соискателю будут заданы уточняющие вопросы непосредственным руководителем.
Профессиональные обязанности
Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.
- Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
- Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
- Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
- Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
- Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.
Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.
Нарядчик
Чтобы получить должность нарядчика, тебе также необходимо получить среднее специальное образование.
От стажа работы зависит разряд и, соответственно, заработная плата специалиста.
В должностные обязанности нарядчика входит:
- составление графика работы и отдыха бригад;
- создание рекомендаций для формирования новых бригад;
- ознакомление с документами по безопасному движению поездов.
ВАЖНО! Нарядчик обязан знать должностные инструкции всех специалистов, их режим работы и отдыха, правила и нормы охраны труда, безопасности, санитарных и пожарных норм, маршруты машиниста, график движения транспорта.
В том числе он ведёт установленную отчетность, подсчет рабочего времени каждого члена команды.
Профессия нарядчика подойдет людям ответственным, дисциплинированным, аккуратным и педантичным.
Кому подходит
Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.
Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:
- физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- ответственность, надежность и трудолюбие,
- готовность работать посменно,
- коммуникабельность,
- умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
- бдительность и щепетильность в работе,
- хорошая координация движений.
И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.
Контролер-ревизор
Контролер-ревизор по долгу службы не только ищет «зайцев» в вагонах поездов и электричек. Он также проверяет, как используется вагоны различного назначения, например: багажные вагоны, вагоны-рестораны и так далее.
Он также проверяет соблюдение правил обслуживания пассажиров и докладывает вышестоящему руководству о недостатках и выявленных нарушениях.
Для контролера-ревизора необходимы такие качества, как:
- высокая устойчивость к стрессам;
- умение сглаживать конфликты, так как специалисту часто приходится сталкиваться с грубиянами при проверке проездных документов;
- принципиальность;
- тактичность;
- коммуникабельность;
- ответственность;
- исполнительность;
- требовательность;
- терпеливость;
- честность.
Контролер-ревизор — еще одна хорошая профессия для девушек, связанная с железной дорогой. Для того чтобы стать устроиться на работу, достаточно получить среднее специальное образование.
Заработная плата
Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.
Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.
Кассир (билетная касса)
Профессия кассира подойдет, если ты ответственная, внимательная и серьезно относишься к делам.
В должностные обязанности кассира входит:
- Заполнение и продажа посадочных билетов.
- Проверка документов для приобретения посадочного билета.
- Произведение оплат за провоз багажа.
- Выдача информации об отправлении и прибытии поезда.
- Оказание помощи нуждающимся пассажирам (пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам).
ВАЖНО! В данной работе ты столкнешься с такими недостатками, как невысокая заработная плата, монотонная и рутинная работа.
Однако в то же время — это востребованная профессия. И для работы необязательно получать высшее образование или иметь большой опыт за плечами.
Кассир работает с деньгами и ценными бумагами, поэтому крайне важны:
- аккуратность;
- стрессоустойчивость;
- вежливость;
- честность;
- внимательность;
- доброжелательность;
- тактичность.
Перспективы
На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Т
- Т — локомотивная служба;
- Т1-2 — вагоны габарита «РИЦ» I и II класса;
- ТГНЛ — телеграмма-натурный лист грузового поезда;
- ТехПД — технологический центр по обработке перевозочных документов (не более одного на каждое отделение дороги);
- ТКП — текстропно-карданный привод вагонного генератора;
- ТМО — тоннельно-мостовой отряд;
- ТНЦ — локомотивный диспетчер;
- ТНЦС — старший локомотивный диспетчер;
- ТР — текущий ремонт;
- ТРЦ — тональные рельсовые цепи;
- ТРКП — текстропно-редукторно-карданный привод вагонного генератора;
- ТСКБМ — телемеханическая система контроля бдительности машиниста;
- ТЧ — тяговая часть (локомотивное депо); начальник депо;
- ТЧЗр — заместитель начальника локомотивного депо по ремонту;
- ТЧЗэ — заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации;
- ТЧЗк — заместитель начальника локомотивного депо по кадрам;
- ТЧЗт — заместитель начальника локомотивного депо по топливу;
- ТЧЗс — заместитель начальника локомотивного депо по снабжению;
- ТЧГ — главный инженер депо;
- ТЧГТ — главный технолог депо;
- ТЧИ — инженер из депо;
- ТЧМ — машинист;
- ТЧМИ — машинист-инструктор;
- ТЧП — помощник машиниста;
- ТЧПЛ — приемщик локомотивов (принимает локомотивы из ремонта);
- ТЭУ — тягово-энергетическая установка.